Фестиваль «Нашествие» завершился. Традиционная приставка рок канула в лету. Отныне действо, проходящее в начале августа в Эммаусе, что под Тверью именуется просто музыкальным фестивалем. Три дня музыки, две ночи романтики походной жизни. При всех порою существенных минусах, все же плюсов в «Нашествии-2005» было больше.
Пройдя сквозь тройной фильтр КПП, и понаблюдав за людьми, входящими на «Нашествие», я поняла, что тяжелее всего приходилось при входе любителям особого комфорта, у которых было огромное количество баулов и тюков, а также наглухо заклепанным гражданам. Первым приходилось всю поклажу вываливать на столы, а потом ее собирать, а вторых заставляли снимать с себя весь металл. Не раз на КПП возникали словесные перепалки между возмущенными посетителями фестиваля и охраной.
Вдоволь насмотревшись на чужие страдания, я отправилась дальше, к сценам.
И тут, меня ожидало уже второе «приятное» впечатление за час с небольшим пребывания на территории – организаторы обещали выровнять дорожки, искалеченные прошлогодним потопом, да, это было сделано.
В огромные ямы просто насыпали булыжников и песка. Спустя некоторое время булыжники растащили для различных нужд: кто - деревянные колышки забивать, кто – прижимать вещи к земле, что бы на сильном ветру не улетало…. В итоге образовались все те же огромные ямы, что были в прошлом году.
Вообще, несмотря на то, что официальное открытие было намечено только на вечер пятницы, бывалые люди стали подъезжать еще в ночь с четверга на пятницу - чтобы приличное место под палатку застолбить. Вообще, по вывешенным над палаточным лагерем флагам можно было изучать географию не только России но, и ближнего зарубежья. Флаг Москвы, рядом флаги Владимира, Череповца, Магнитогорска, Владивостока, чуть дальше символы Украины, Белоруссии….
Если говорить, в общем, то по сравнению с прошлогодним провалом это «Нашествие» было проведено практически безупречно.
Во-первых, в отличие от предыдущих фестивалей, сцен было три. Это позволяло поклонникам совершенно разной музыки практически не пересекаться между собой. Но, это вносило в фестиваль некоторый дух соперничества – исполнители на «второстепенных» площадках пытались переиграть и перекричать «этих звезд с главной сцены».
Однако отмечу, что, находясь у одной сцены практически не было слышно, что происходило на другой, таким образом, можно было наслаждаться именно своей любимой музыкой, а не какофонией звуков, несущихся со всех сцен сразу.
Среди плюсов еще можно отметить то, что появились четкие границы площадок, вода подвозилась регулярно, были бесплатные туалеты, и по ночам не приходилось ломать в темноте ноги, пробираясь к своему «жилищу» - над лагерем были установлены несколько прожекторов.
Ну, и как же без минусов….
Организаторами была обещана разнообразная атрибутика по сходной цене и в неограниченных количествах. Сходная цена была только перед началом фестиваля. Для примера, цены на банданы с символикой «Нашествия» сначала стоили 100 рублей, в пятницу вечером – 200 рублей, в субботу днем – 350, в воскресенье днем – 500 рублей.
Свойства прогрессии можно было изучать и по ценам на еду. Так, в первый день мне захотелось заварить кипяточком еду быстрого приготовления, подхожу – цена 10 рублей. Вроде, ничего…. Прихожу во второй день – цена той же емкости кипятка – 20 рублей, и т.д.
Но, когда я услышала от кого-то, что обычную лапшу в стаканчиках продают по 50 рублей, мне стало немного не по себе.
Зато, обещанная питьевая вода по магазинным ценам на самом деле была, ее продавали в 6-литровых канистрах по цене 30 рублей, притом, воду подвозили регулярно, огромными фурами.
Вообще, по атмосфере нынешнее «Нашествие» чем-то все-таки напоминало те мероприятия, которые проходили несколькими годами ранее в Раменском.
Однако не могу не сказать об организации безопасности «Нашествия». Сложилось ощущение, что в Кремль легче пройти, чем вернуться на фестиваль, уже однажды выйдя за территорию. Для аккредитованных лиц было придумана очень популярная нынче фишка – разноцветные браслетики, которые невозможно снять. Каждой категории владельцев пропусков надевали браслетики своего цвета. И попробуй сунуться туда, куда тебе не положено…. На моих глазах достаточно известного человека, за то, что он не был обладателем браслетика нужного цвета, чуть не скрутили дюжие охранники. В сердцах он крикнул: «Что за концлагерь?!». Точно, вся эта система входа-выхода напоминала лагерную….
Но, это все неприятные мелочи….
Как и всегда, веселья фестивалю добавляли поклонники панк-рока. Эти милые, часто непосредственные существа часто просто заставляли засматриваться на свои странные, замысловатые одеяния и прически. Вот пошел панк в костюме ангела с белоснежными крыльями за спиной, и не важно, что ангелок еле ногами передвигает и не может сфокусировать взгляд на одной точке – все равно забавно.
Также мимо проходит человек, замотанный в лохмотья, в одной руке у него клюка, другой, сильно трясущейся он держит кружку для подаяния – ну не на что несчастному панку пивка купить. И народ активно подает. Что же касается музыкальной части фестиваля – она была составлена достаточно грамотно. Так, на последний день было оставлено самое лучшее и долгожданное.
Южная сцена открыла последний день выступлениями питерских молодых рокеров – фестивалем музыки СКА-СКАСКА, продолжили отрываться на юге участники проекта «Открытая сцена», в рамках которого выступили «Сансара», «Конец фильма», Найк Борзов и другие.
Тем временем Северная сцена порадовала поклонников тяжелого металла фестивалем «Пятница 13», здесь рубились легендарные «Черный Обелиск», «Черный Кофе», «Мастер»…. Затем настал черед порадоваться жизни панков, для них был организован проект «Высшая школа панка» - известные в основном в узком кругу группы привели бесшабашных «ирокезоголовых» в состояние, близкое к экстазу.
Начиная с середины дня, главная сцена набирала обороты: 14.20 – «Танцы минус»; 15.00 – Кипелов; 15.45 – «Ногу свело» и так далее…. В 19.25, казалось бы, последние соки из зрителей выжал Гарик Сукачев и «Неприкасаемые», но сразу за ним на сцену вышел Шнур и его «Ленинград», думаю, вот он предел, но весь этот марафон завершала «Алиса»…. По некоторой информации лидер группы Константин Кинчев не особо жалует подобные мероприятия, и все же на этот раз его удалось завлечь.
Когда «Алиса» отыграла, народ стал расходиться – после всего увиденного и услышанного, людей уже особо не волновало то, что сейчас предстоит собирать пожитки, взваливать их на себя и ехать домой кому-то только на автобусе или электричке, а кому-то и несколько суток на поезде….
В общем, «Нашествие-2005» несмотря на некоторые недочеты, заставило забыть обо всем, наслаждаться романтикой палаточной жизни и большей частью классной музыкой.
Фотографировал "Нашествие-2005" Олег Шокин.
Читать эту статью на английском: Notes of surviving "Invasion 2005"