В состав группы Bratsch входят пятеро музыкантов, обожающих джаз и европейскую традиционную музыку. Критики уже не раз отмечали высокий у ровень игры и импровизации участников коллектива, а кто-то даже наградил их прозвищем «динозавры европейской фолк-музыки».
Поскольку один из участников бэнда - армянин, другой - неаполитанец, а третий – француз, то создавая музыку, они заимствуют материал у разных культур. За основу своего творчества музыканты взяли фолк цыган Центральной Европы, а также немного еврейского клезмера и греческой рембетики, синтезировав все это с джазом. Однако ограничиваться лишь этим они не стали. В репертуаре группы самая разнообразная музыка – от песни про Джонни после войны - той самой, что пела великолепная Эдит Пиаф, до «Жулика», которого когда-то исполнял знаменитый Алеша Димитриевич - последний из великих русских цыган.
Интересно происхождение названия этого коллектива. «Bratsch» - слово не французское и даже не цыганское, а немецкое, и обозначает оно музыкальный инструмент – альт. Чем же привлек французских музыкантов этот не особо примечательный, немного похожий на скрипку инструмент? Дело в том, что в цыганских оркестрах альт традиционно используют для создания ритмичного аккомпанемента, а ритм, как известно, важная составляющая любого ансамблевого исполнения.
В истории команды за эти годы произошло многое. Еще четверть века назад группу основали Дэн Гарибьян (гитара, вокал) и Бруно Жирар (скрипка, вокал). В середине 70-х с ними стал сотрудничать певец Теодор Бикель, президент американской гильдии киноактеров. Группа и певец замечательно дополняли друг друга, ведь Теодор исполнял песни на многих языках Восточной Европы и занимался смешением стилей.
Конечно же, за все прошедшие годы группа неоднократно играла на многих фолк-фестивалях и гастролировала, а однажды даже приняла участие в постановке парижского театра Potiniere. В первой половине 90-ых музыканты создали саунд-трек к фильму Дая Сийе "Le Mangeur de Lune", за который номинировались на «Викторию».
Bratsch записали несколько альбомов , среди которых «Musique de partout», «J’ aime un voyou, mama», «Notes de Voyages», «Sans Domicile Fixe», «Correspondances», «Ecoute ca cherie», и т. д. Одна из их пластинок в 1996 году получила номинацию на высшую музыкальную награду Франции в категории «традиционная музыка».
Состав группы менялся. Сегодня вместе с Дэном Гарибьяном и Бруно Жираром в бэнде играют Франсуа Костелло (аккордеон), Пьер Жак (контрабас) и Нано Пейле (кларнет). Все они музыканты со стажем и выжимают все возможное и невозможное из своих инструментов, например, по свидетельству очевидцев, кларнет Нано Пейле иногда звучит как настоящий армянский дудук, а аккордеонист Франсуа Костелло способен изображать тромбон или саксофон.
За все время существования коллектив успел объездить много стран и впитать культуру других народов, переработав весь собранный музыкальный материал с мастерством, присущим настоящим джазменам. В 2001 году группа выпустила очередную пластинку «la vie, la mort, tout ca...» и отправилась в турне, через год доехав и до России.
В этот раз «Брач» представят в Москве свою программу под оптимистично-праздничным названием «Together since 25 years , let ' s fest it!» («Вместе 25 лет, давайте это отметим!») По словам самих музыкантов, в том, что их коллектив так долго существует, нет ничего удивительного – ведь в группе все равны, нет никаких лидеров. При этом участники группы черпают вдохновение в самой жизни со всеми ее радостями. При таком подходе можно предположить, что жизнерадостные «Брач» будут музицировать и выступать еще много лет!
Читать эту статью на английском: French "Alt" will amaze you with gypsy jazz