- Какова ваша роль в съемках «Ночного дозора – 3»? Вы будете как-то влиять на процесс?
- Мне пришлось пойти на определенные уступки, но принципиальные моменты удалось отстоять. Я, например, очень настаивал на том, чтобы самому делать хотя бы первый вариант сценария. Американцы были очень против, потому что, по большому счету, писать сценарии к их фильмам имеет право только член Американской гильдии сценаристов. А стать ее членом можно, только если ты написал сценарий хотя бы к одному голливудскому фильму. Брать человека со стороны для кинокомпании означает заплатить штраф гильдии за то, что не воспользовалась услугами своих. Так что в «20th Century Fox» упорно говорили: «Справимся сами! У нас полно специалистов, которые уже писали о том, как Гришка Распутин во время второй мировой войны вызывал чертей для борьбы с Красной Армией». Американцы же, в общем, прекрасно умеют писать о России, только мы потом смеемся.
- Актеры будут наши или их?
- Я придумываю США их собственные «Дозоры», в которых будут играть другие люди. Мне кажется, это будет гораздо интересней. Актеры и наши, и их. В главных ролях, конечно, будут американские – только это обеспечит хорошие сборы в США. Никаких имен пока не утверждено. Но режиссером останется Тимур Бекмамбетов, делавший первый и второй «Дозоры». Американцам очень понравилась его работа, и кандидатуры других режиссеров даже не обсуждались.
- То есть для Америки пишется совершенно другая история, по сюжету не имеющая ничего общего с книгами?
- Может, будет взята история из одной из книг, может, будет придумана какая-то совершенно новая. Но действие будет происходить и в США, и в России, и еще где-то в Европе.
- На какой стадии сейчас вторая часть?
- Доснимаются последние эпизоды. Все будет даже помасштабней, чем в книге, если справимся со спецэффектами. Планировалось, что второй фильм, как и первый, оборвется на полуслове, и только третий станет финалом всей истории. Но когда появилась идея с Голливудом, стало ясно, что это будет не трилогия, а дилогия плюс совершенно самостоятельная история.
- Я недавно была в Праге и зашла в описанный в «Дозоре» ресторанчик «Черный Орел». Там сидели одни русские, ели «печено вепрево колено» и обсуждали, за каким именно столиком сидел Антон Городецкий…
- Думаю, я сделал им такую рекламу, что при следующем посещении они должны меня этими «коленами» обставить и кран подвести пивной. Самое удивительное, что с тех пор (это было года четыре или пять назад) я ни разу не был в Праге. Зато друзья ездили. Бывало, звонят и говорят: «Мы идем, ищем этот ресторан, поесть печеного колена. Давай нас наводи». А я и сам толком уже не помню. Беру книжку, читаю, вспоминаю – ага: «Идите так-то и так-то». Надеюсь, поехать в этом или следующем году. Сейчас должны в Чехии «Ночной дозор» издать, и можно будет прийти с книжкой на чешском: «Так. Книжку видели? Давайте!»
- Вы писали столько книг о будущем, что наверняка у вас есть какие-то гипотезы, как же все будет…
- Я бы не стал строить гипотезы. Судьба человечества зависит от частей его составляющих. Буквально три-четыре человека одним нажатием кнопки могут прервать жизнь всех. Во время холодной войны был случай, когда наша новейшая система слежения выдала сигнал, что на СССР идут американские ракеты. И человек, от которого зависело, извещать ли об этом Кремль, все-таки не известил. И оказался прав – это был сбой аппаратуры. Так он спас весь мир. Иначе сейчас мы бы охотились в радиоактивных пустынях на каких-нибудь тушканчиков-мутантов.
- Вы слышали последнюю версию того, зачем вообще появилось человечество? Якобы для планеты вредна нефть и ее нужно уничтожить – вот и появился человек. Вот уничтожим все – и нас спишут как ненужный элемент биосферы.
- Подобные точки зрения всегда были – вот сейчас человечество так размножится, что нечего будет кушать, или лошади так засрут города, что все покроется пятиметровым слоем навоза и мы все в нем утонем. Масса таких гипотез есть. Зачастую людям кажется, что ответа на вопрос, зачем мы пришли в мир, не существует. Но не думаю, что человечество появилось для того, чтобы доблестно уничтожить всю нефть, съесть все гамбургеры в «Макдоналдсах», постирать рекламируемыми порошками все белье, а потом лечь на это белье и умереть. Люди рождены для большего. Я абсолютно убежден, что человечество рождено для космической экспансии. К сожалению, интерес людей во многом ушел в сферу всякой электронной дряни, которая как бы облегчает нам жизнь. Мы уже не мыслим себя без компьютера и мобильного телефона, а кофеварка у нас узнает в Интернете виды на урожай кофе в Уганде. Вот эта масса как бы нужных вещей совершенно забивает собой все мозги, способные думать. Все усилия науки, техники направлены на развитие полной ерунды! Но отчасти еще на биотехнологии, слава богу. На космос остается горстка энтузиастов. А жаль, потому что, конечно же, к этому времени человечество должно было иметь корабли с атомными двигателями, базы на Луне и высадиться на Марсе. Слава богу, хотя бы китайцам хватает ума. Через 10 лет у них будет свой город на Луне. Ну, а следом за ними просто из инстинкта самосохранения бросятся американцы, и мы попробуем, если цены на нефть не сильно упадут.
- Какое последнее научное достижение вас больше всего впечатлило?
- Высадка зонда на Титан. Даже не сам факт высадки, полученные фотографии и все прочее. Меня впечатлил звук. Это было совершенно удивительное ощущение – скачать ночью в Интернете файлик и услышать, как воет ветер на спутнике Сатурна. Уникальное, незабываемое ощущение.
- Вы мечтаете о полете в космос?
- Реально – нет. Я не в той физической форме. Может быть, для космического туризма и в той, но не в той финансовой. А для нормального полета я не представляю интереса как специалист.
- А как насчет других способов полетать? Хотя бы прыгнуть с парашютом?
- Я, честно говоря, немножко побаиваюсь высоты. Для меня прыжок с парашютом был бы серьезным испытанием. С другой стороны, надо было бы – прыгнул. Куда деваться? Но в качестве развлечения я это не особо приемлю. Испугать себя я могу и более простым способом.
Читать эту статью на английском: "Night Watch". The third dish