Большинство артистов полагает, что удача способна воплотиться в различных предметах. Если, например, актер в гримерной берет кусок мыла у своего удачливого коллеги, считается, что частица этой удачи может "осесть" и на его коже. С другой стороны, крайне нежелательно терять или выбрасывать "счастливый" предмет. Если после гастролей артист оставляет в гримерной все тот же пресловутый кусок мыла, он может больше никогда не получить контракта.
Если тот или иной объект помогает долго и неизменно добиваться блестящих результатов, актер привязывается к нему и не признает ничего другого. "Звезда" Голливуда Джон Уэйн во всех своих фильмах непременно палил из шестизарядного револьвера, с которым впервые снялся в вестерне "Большой след" в 1931 г. А Джеймс Стюарт всю свою актерскую карьеру проносил одну шляпу и не снимал ее, даже когда она начала рассыпаться в труху.
Впрочем, актерские суеверия связаны не только с одушевленными и неодушевленными предметами, но и с действиями первых. Считается, что бродячие коты, которые кормятся при театрах, приносят труппе удачу, но упаси бог, если один из них во время спектакля вдруг пробежит по сцене. Тогда уж провал неизбежен.
Зонтики и расчески сами по себе считаются вполне безобидными предметами. Но если на сцене кто-то раскрывает зонт или роняет гребень — жди беды. А когда за кулисами или где-то поблизости от подмостков сидит старушка с вязаньем, считается, что это может поставить под угрозу успех спектакля.
Самые забавные и занятные приметы проявляются не на сцене, а в гримерных или за кулисами. К примеру, редкий актер отважится посмотреть в зеркало поверх плеча коллеги. Не дай бог рассыпать содержимое сундучка с гримом. Но, вероятно, самый ужасный актерский проступок — свист в гримерной. Он предвещает одному из коллег скорое и неизбежное увольнение. И, если кто-то из актеров, забывшись, вдруг принялся насвистывать, он должен немедленно исправить свою оплошность, либо громко и злобно чертыхнувшись, либо выйдя из гримерной и постучавшись в дверь, прежде чем войти снова.
Если же он забывает проделать эти процедуры, товарищи выгоняют его вон и заставляют трижды обернуться кругом. Лишь после этого незадачливого свистуна снова впускают в уборную.
Дабы не накликать беду, актеры никогда не произносят на репетициях последнюю строку пьесы или сценария. Дурной приметой считается успешный ход генеральной репетиции. Если прогон идет гладко, премьера неизбежно провалится, и наоборот.
Огромное значение придается символической роли занавеса как барьера, отделяющего актера от зрителя. С занавесом связаны многие театральные табу. Например, ни в коем случае нельзя смотреть одним глазом сквозь щелку в занавесе.
Беда, если занавес в театре желтый. Художники сцены вообще стараются избегать желтого цвета, поскольку он приносит несчастье большинству актеров. Но только не знаменитому Питеру Селлерзу, который, не в пример испанскому быку, шарахается от партнеров, облаченных в багровые костюмы.
Почти все актеры смертельно боятся и ненавидят павлинов. Виной тому, возможно, яркое оперение этих птиц или то обстоятельство, что многочисленные "глаза" на павлиньих хвостах ассоциируются в сознании лицедея с дурным глазом.
Какова бы ни была причина, присутствие на сцене павлиньих перьев и даже упоминание об этих птицах на подмостках считаются абсолютными табу. Видимо, не без оснований. Не далее, как в 1974 г., злая участь постигла один из сериалов Би-Би-Си, эмблемой которого был избран павлин. По требованию актерского профсоюза сериал пришлось снять с эфира.
Но, похоже, "павлинье проклятие" действует лишь по одну сторону Атлантики. Когда в США впервые появилось цветное телевидение, компания NBC, не подозревавшая о существовании в Европе этого странного суеверия, избрала павлина своим символом. Несмотря на это, компания работает весьма успешно, и с ней не стряслась никакая беда, в которой можно было бы обвинить пеструю птицу.