Мемуары великого композитора - событие мирового масштаба. В них описана жизнь человека, чье имя навсегда записано в историю музыки второй половины XX и начала XXI века. В них много личного, неудобного, того, о чем раньше не говорили. Перед читателями правдивый и ироничный Щедрин, пишущий на прекрасном русском языке.
Вчера их семейному союзу исполнилось 50 лет. Полвека назад пара ограничились церемонией в ЗАГСе, но свою золотую свадьбу они отметили в Малом зале Московской консерватории концертом «Музыкальное приношение. Родион Щедрин и Майя Плисецкая. 50 лет вместе», организованного по инициативе Росконцерта. На нем прозвучали сочинения, которые еще не звучали. Причем сочинения самых последних лет.
- Струнный квартет, прозвучавший менее месяца в Германии, и написанный в качестве обязательного сочинения для конкурса Первого канала немецкого телевидения ARD, - отметил в интервью корреспонденту «Правды.ру» Родион Щедрин. – Сочинения, написанные мною в прошлом году для английского виолончелиста Рафаэля Уоллфиша. Никита Борисоглебский сыграл абсолютно новую пьесу для скрипки. Дуэт для скрипки соло - это была мировая премьера. Также состоялась мировая премьера двух хоров. Первый называется «Царская кравчая», второй - «Эпиграф графа Толстого к роману ‘Анна Каренина’». Наконец еще одна премьера, Майя Михайловна исполнила свой номер «Ава, Майя», который я сделал для хора а капелла.
Ровно год назад, 2 октября 2007 года, верная спутница жизни композитора - Майя Плисецкая представила свою автобиографическую книгу «Тринадцать лет спустя». Через 12 месяцев появились мемуары Щедрина «Автобиографические записи». Это объяснение в любви мужчины одной женщине - своей любимой супруге. Это еще один подарок любимой к юбилею.
Книга открывается посвящением Майе Плисецкой. «И закончить их желаю тем же, - пишет в заключении Родион Щедрин. - Я хочу объясниться своей жене в любви. Во всеуслышание сказать, что люблю эту Женщину. Что для меня Майя - лучшая среди самых прекрасных женщин нашей планеты».
- Один музыкант-острослов, желая задеть меня за живое, подковырнуть, подранить, пустил по музыкальным кулуарам обидные, как он полагал, для меня слова: «Салтыков-Плисецкий». Но меня они не обидели. Не задели. Пускай и они отразят ту высокую меру моих чувств к Майе. Мою любовь к прекраснейшей, необыкновенной, неповторимой, чудной, ни на кого не похожей Женщине. К инопланетянке Майе, - утверждает композитор.
- Вся моя жизнь в нем и для него, - сказала Майя Плисецкая, отвечая на вопросы журналистов, собравшихся на презентацию книги ее мужа. – Все ради него.
Майя Михайловна в тот день вообще была немногословна, предпочитая, чтобы на все вопросы отвечал ее супруг. Родион Щедрин по праву был подлинным «гвоздем программы», поскольку на этот раз презентовали его книгу. Кстати, на страницах автобиографии Щедрин признался, что его отец хотел дать ему имя Прометей. Но не в честь любимого мифического героя Карла Маркса, а в честь любимой поэмы Скрябина, которую обожал его отец – тоже выдающийся музыкальный исполнитель.
Мама Щедрина, со звучным именем Конкордия (домашние ее звали Кóра), категорически воспротивилась и ребенка назвали в честь Шумана Робертом.
- Уже позднее я обрел имя более православное – Родион. В маленькой церквушке в Сокольниках в самом младенчестве я был тайно крещен. И священник, не знавший музыки Шумана, выказал недовольство моим заморским именем. Однако мать мою назвали по святцам, где имя Конкордия присутствует, - отметил Щедрин.
Игорь Буккер
Читать эту статью на английском: Rodion Shchedrin: "For me, Maya - the best among the most beautiful women in the world"