Около пяти раз мы переносили интервью с Колей Басковым. Николай очень занятой человек, вкалывает 24 часа в сутки. Впервые он мне назначил встречу у себя дома в час ночи, но так и не срослось...
На вопрос впадает ли он в депрессию от такого графика, Коля ответил: «Бывает. Но моя работа – это поезд. Его можно остановить, если дернишь стоп-кран. Потом, чтобы опять поехать, может быть, придется потратить годы».
Наконец мне удалось пообщаться с семейством Басковых у них дома на Рублевке и сделать фотосессию.
- Николай, ты только что вернулся из Испании от Монтсеррат Кабалье. Расскажи, что это за женщина?
- Ее уникальность не только в том, что она одна из самых блистательных певиц ХХ столетия, она вывела оперный голос за рамки классического. Когда ей предложили спеть на Олимпийских играх в Барселоне, она ответила, что это должно быть что-то модное, стильное и современное. Ведь придет много молодежи. Брат Монтсеррат по имени Карло, предложил спеть ей дуэтом с Фредди Меркьюри, зная, что тот страстный поклонник певицы. Она согласилась на встречу с вокалистом «Queen».
Когда Монтсеррат приехала к Фредди в гостиницу, он ее ждал с шампанским, множество официантов сновали туда-сюда. Меркьюри сел играть за рояль и она ему сказала слова, за которые ей по сей день стыдно. Монсерат призналась мне: «Я так кощунственно тогда пошутила, сказав: о, вы даже ноты знаете». На что Фредди вдруг ей так заиграл Шопена!
С той первой встречи в гостинице и началась их многолетняя дружба, вылившаяся в совместный потрясающий альбом «Барселона».
- Ты не пытался предложить Монтсеррат, спеть с ней как Фредди?
- Я как-то спросил по поводу «Барселоны», нельзя ли попробовать? Она ответила отказом, сказав, что это ее память на всю жизнь. Ей уже приходила масса подобных предложений. Например, пять назад ее попросили спеть «Барселону» вместе с кем-то на концерте, посвященном 50-летию Фредди. Она тогда тоже отказалась.
- А что интересного будет в российском туре с Монтсеррат Кабалье
- Я рад, что мне удалось уговорить Монтсеррат на это. С нами будет выступать ее дочь. Она в прошлом была балериной, а сейчас тоже оперная певица и ее также зовут Монтсеррат.
- Коля давай теперь побеседуем о твоей семье. У вас со Светой недавно родился ребенок. Сколько ему уже?
- Пять месяцев. Он постигает мир и это интересно наблюдать. Ведь мы же не помним себя в полгодика или в годик. Я сейчас смотрю на него и думаю, что я наверное также лежал, также улыбался, также держал голову, переворачивался. Это словно возвращение назад, в прошлое.
- Много времени уделяешь малышу?
- Много не получается. Сейчас он такой энергетик, который может доставить удовольствие в один момент. Особенно, когда приезжаешь уставший, погруженный в свои дела, проблемы. Заходишь к нему в комнату и в этот момент забываешь обо всем. Эти час-полтора, пока с ним играешь - непередаваемые моменты.
- А как вы со Светой познакомились?
- У ее родителей дома. Мы тогда с ее папой подписали контракт. Он меня впервые услышал в Театре Российской Армии на концерте, который был посвящен Дню Победы и предложил стать моим продюсером. Я ему очень благодарен. Он это делал от всего сердца, никогда не называл меня «проектом» и не ставил цели выжать из меня миллионы.
Сейчас всем молодым талантливым людям я могу сказать что, если вы трудитесь, если вы верите в свою мечту, если вы хотите добиться желаемого, надо идти к этому и если суждено, к вам придут люди, которые вам помогут.
- Старшему поколению вы нравитесь. Но старики часто брюзжат: «Нам так нравится Коля. Но зачем он с этой попсой связался? Наверное, из-за финансов…»
- Естественно. В рамках оперы мне в моем возрасте тесно. Эстрада мне дала всеобщую известность. А классика – это более узкий жанр. Но зато большинству людей, которые меня знают на эстраде, интересно послушать меня в опере. Особенно когда они приходят на концерт и слышат меня без микрофона. Они, привыкли думать, что все можно сделать на компьютере, что не надо музыкального образования. Поэтому по случаю тридцатилетия я мог бы и с эстрадной программой выступить совершенно спокойно. А я сделал этот тур классическим. Эстрада мне дает независимость в финансовом плане и в выборе сцены. Впереди у меня планы записать оперный альбом «Евгений Онегин».
В опере тоже можно зарабатывать много. Бывают мероприятия для каких-то компаний и структур, где просят петь классику. И естественно, когда я пою классику, по контракту мой директор ставит намного больше гонорар, чем за выступление в жанре эстраде.
- Часто тебя «заказывают»?
- Недавно. Я ездил в Швейцарию. Выступал на одной вилле под рояль. Романсы Чайковского и Рахманинова.
- А кто эти люди?
- Они уехали из страны лет 30 назад. И им захотелось послушать, ностальгия, наверное. У наших артистов много подобных предложений. Как, впрочем, и у иностранных. Например, Мадонна выступила в «Лужниках», а после концерта сразу поехала на Рублевское шоссе на заказной концерт.
- И сколько ей заплатили?
- 4,5 миллиона долларов.
- Она всю ночь там отработала?
- Полтора часа. Обычная программа. Не знаю точно, сбросились два человека или один. Я считаю, что корпоративные вечеринки – совершенно нормально.
- Ты занимаешься тем же самым?
- Мы же не зарабатываем с дисков. Это большая проблема. И государство на этом теряет огромные деньги.
- Мадонна очень долго не хотела сюда ехать именно по причине беспредельного «пиратства» в России.
- Да. Пока ей не заплатили ту цену, за которую она решила переломить себя,
приехать, посмотреть Москву и выступить. У нее был тур, и, как она сама
говорит, она не знает, когда будет следующий и будет ли он вообще.
- Говорят, что это последний и прощальный концерт. Это уловка?
- Я не думаю. Зачем ей, певице, которой можно на три года подписать контракт и выступать где-нибудь в Лас-Вегасе, устанавливать декорации? Это тоже труд адский.
- Она сильно простудилась на московском концерте.
- Все простудились. Я ушел с середины концерта. Ноги в тазике вечером
грел, потому что в субботу петь надо было. Представьте, а у нее через несколько дней еще один тур. А если она плохо себя чувствует? Говорят люди: фонограмма, фонограмма спасет. Какая фонограмма, если ты не можешь говорить даже?
- А в целом концерт понравился?
- Мне – да.
- Мне тоже…
- Просто не на тот уровень было сделано. Во-первых, она передержала публику. Во-вторых, народу не налили даже коньяка. Как русский зритель может на холоде сидеть с бутылкой фанты или с энергетическим напитком? Я считаю, что это огромная ошибка администратора. Позор, что организаторы не собрали зал.
- С билетами был бардак...
- Организаторы виноваты. Часто пишут, что не собрал такой-то артист зал. Это проблема менеджмента. Иногда они экономят на рекламе. Представьте, люди ехали из других городов и не могли купить билеты. Такой устроили ажиотаж искусственный. Надо было проводить концерт в «Олимпийском». Во-первых, крытый зал. Во-вторых, все было бы видно на больших экранах, которые она привезла. Вот это площадка ее формата. Тогда бы там был и звук идеальный и все было бы шикарно.
- Она может себе это позволить.
- Если бы у нас были такие возможности, мы бы сделали шоу не хуже.
- Все в деньги упирается?
- Конечно. Я трачу на песню или на аранжировку иногда до 25-30 тысяч долларов. Я не могу выдать дешевый продукт. А представь, сделать подобный грандиозный концерт. Или, например, сколько стоит пошить костюмы для балета? Я думал так, Мадонна заказывает у Готье костюмы, а я что, не могу у Юдашкина заказать? Однажды я поговорил с ним об этом. Он ответил «Ты понимаешь, какая проблема. Мы можем сделать костюмы, но их увидят только один раз и на одном шоу».
- Почему?
- Да потому что, если делать супер, то это эксклюзив. Это должны быть интересные ткани, идеи. Но их нужно ведь в тур везти, на концерты. А это чемоданы, химчистка. В итоге, четыре раза станцевали и о костюмах можно вспоминать, как реликвиях.
- А у тебя есть хиты?
- «Шарманка». Это даже не хит, а шлягер, который полюбили многие. Я не могу ни на одном концерте ее не спеть. А она даже на радио не крутилась. Появлялась только по заявкам радиослушателей.
- Профессия должна быть твоим хобби...
- Много молодых артистов поют, гастролируют, но они превратились в клонов-роботов, на которых просто зарабатывают продюсеры. И очень многие продюсеры не считают своим долгом относиться к артисту именно как к творческой единице. Пример группа «Виа Гра». Понятно, что какую девочку ни поставь, группа «Виа Гра» будет существовать.
Талантливые ребята из «Народного артиста», из «Фабрики звезд», которые в месяц могут заработать 1-1,5 тысячи долларов, при этом чешут по всей стране, и львиная доля денег оседает в карманах продюсера. Я считаю, что это неприемлемо.
- У тебя завистники есть?
- Не знаю, наверное, больше недоброжелателей. Может быть, есть люди,которые не очень хотят видеть меня, слышать.
- А кто твои близкие друзья? Из мира шоу-бизнеса или это одноклассники?
- К сожалению, не сложилось у меня, друзей практически нет. К понятию «друг» я отношусь очень серьезно. В моей жизни с дружбой как-то не очень складывалось.
- Зато есть любимая женщина...
- Есть семья. Я не из той категории, которые ходят с друзьями в баню, ездят
на рыбалку.
- Хотя ты производишь впечатление человека, который ходит в баню с друзьями.
- Я общительный. Это без проблем. Я хожу к знакомым в гости, мы
ходим на дни рождения. Но я не назову этих людей друзьями. Скорее это приятельское общение, прекрасное препровождение времени.
Беседовал Григорий Резанов