- Расскажи, с чего началась твоя музыка?
- У меня дома стояло пианино, и я, сколько себя помню, постоянно тыкал по клавишам, и как-то сразу решил однажды, что это будет целая композиция. Первая моя песня была в суб-контр-октаве - это самая нижняя нота - она называлась «Война». Суть ее заключалась в том, что я много молотил по клавишам и потом бежал к родителям, звал их слушать. Говорил: «Я написал произведение, называется «Война». И начиналось бух-бух-бух! (изображает). Так что всё было предопределено.
- А кем хотел стать в детстве?
- Космонавтом, конечно.
- Почему-то все мальчики в детстве хотят стать космонавтами…
- Ой, я очень любил Юрия Алексеевича Гагарина, и его светлый образ идет со мной через всю жизнь.
- Хорошо. А какие-нибудь кумиры, помимо Гагарина, у тебя были?
- Высотский. У нас было много пластинок Окуджавы, его очень любили и любят мои родители, а мне больше нравился Семеныч, потому что он такой рок-н-ролльщик. И я много его песен учил, играл их на гитаре, в школе на смотре самодеятельности выступал. Так что можно сказать, что, в принципе, единоличный был. Я его, Высоцкого, очень любил. Ну а потом начались увлечения различными стилями, что свойственно различным периодам взросления. Было дело даже, что я покупал виниловые пластинки Modern Tolking . (Напевает) « You my heart , you my soul » крутилось дома сутками, месяца полтора. А потом тут же мой старший двоюродный брат познакомил меня с творчеством группы I ron Maiden, и я понял, что Modern Tolking - некруто, а вот Iron Maiden – это да! И всё, понесся рок-н-ролл.
- Ты согласен с утверждением, что в России рока нет?
- Это смешно. Не знаю, кто первый это сказал, но видимо, сказал с той целью, чтобы кинуть кость собакам, а они будут за нее драться. Есть музыка, если кто-то считает музыку роком, значит, для него она существует. Я считаю, что рок-музыка есть, потому что, например, группа «Торба-на-Круче» играет рок-музыку, значит, она как минимум есть. Может, кто-то иначе думает, честь ему и хвала.
- С кем бы ты мог сравнить музыку, которую сейчас играет «Торба-на-Круче»?
- Я бы ее мог сравнить ни с кем, а скорее, с чем. Некоторые композиции - с ревом турбин самолета, некоторые композиции я бы сравнил с шумом свежей весенней листвы, которую обдувает ласковый нежный ветерок, некоторые - с журчаньем реки. Ну и с безмолвием космоса.
- Вот так категорично. А почему именно стиль «рок-н-ролл», а не «поп-музыка», к примеру? Ведь она в нашей стране более продаваема.
- Дело в том, что твердо убежден, что нет рок-музыки и поп-музыки. Лично для меня есть хорошая музыка и качественно сделанная, интересная, красивая. А есть, наоборот, некачественная, некрасивая, примитивная и неинтересная. Сейчас уже такое время на дворе, что происходит постоянное слияние стилей и именно в этом суть и движение, в этом как бы веяние времени. Его штамп и клеймо. Что нет уже никаких твердых разграничений, сплошное взаимопроникновение происходит.
- Кстати, кого бы ты мог причислить к нехорошей музыке?
- Я нисколько не ссу, но опять же твердо убежден, что чем меньше мы говорим каких-то негативных слов о ком-либо или о чем-либо, тем планете легче дышится. Так как сейчас и так большое количество дерьма вокруг, и в людях в том числе, то нужно за экологию физическую и внутреннюю на энергетическом уровне бороться. Поэтому не буду ничего плохого ни про кого говорить.
- Каждый музыкант находит свое особое состояние, в котором ему комфортно писать музыку и тексты. Как ты пишешь песни?
- Самое необычное – это состояние когда пишешь, потому что это очень странный момент просветления. Всё происходит на одном вдохе и непонятно, откуда это берется. Как-то всё складывается, переплетается одно с другим и получается. Как это выходит, я толком не понимаю.
- Какое самое необычное или запомнившееся место, где пришло просветление и написались, на твой взгляд, гениальные строчки?
- Когда-то я работал в симфоническом оркестре, у нас были гастроли в Америку. Мы возвращались уже, был вылет из Нью-йорка ночью. Мы взлетели, и потом, через час полета, я увидел картину: ночь, темнота, в иллюминаторах ничего не видно и тут вдалеке забрезжила светлая полосочка. И буквально секунды в три мы из ночи влетели в день. Непередаваемое ощущение, ты летишь и прям ощущаешь, вот она линия – и всё, день, утро солнце, красота неописуемая. И вот так родилось словосочетание «входим в зону рассвета», где-то через 2 месяца после окончания гастролей написалась и одноименная песня. А была еще история, тоже связанная с путешествием. Она произошла тоже в оркестре, но студенческом. Мы должны были лететь в Прагу, а оттуда автобусом ехать в Австрию. Это был мой первый вылет за границу, и почему-то так получилось, что мы задержались в магазине, потом стали прямо в аэропорту распивать напитки, потом все засуетились, объявили посадку на самолет, и мы вдвоем со скрипачом остались докуривать. Докурили, хотим войти в самолет по рукаву, а нам говорят: «Извините, больше мест нет». Началась сумасшедшая суета, бегают стюардессы, наш главный преподаватель хватается за сердце, а его и нас успокаивают: «Не волнуйтесь, они улетят следующим рейсом, только через Стокгольм, и потом на 20 минут позже прилетят в Прагу. Ну, мы сразу обрадовались, это же еще круче, посмотрим всё. А потом, к сожалению, нашли нам где-то в хвосте у кабины два места. И вот потом, по этому поводу, написалась песня, полное название которой «Воспоминания о небе Стокгольма, в котором так и не удалось побывать».
- Получается, песни, которые сейчас играет «Торба-на-Круче», ты начал писать еще давным-давно?
- В принципе-то да. Году в 96-ом написалась первая песня из тех, которые мы сейчас исполняем время от времени.
- Ощущения, которые ты испытывал при их написании, ты испытываешь до сих пор?
- Да, когда мы играем на концерте, или я пою на квартирнике, я попадаю в состояние, в котором песня была написана. Может, не на сто процентов, но намного. А это всё равно мурашки. Ну что, пойдем чай пить?
С замечательным солистом группы «Торба-на-Круче» Максом ИвАновым ловила вдохновение Анна Павлова
Читать эту статью на английском: Torba-na-steeper Max Ivanov: "Rock music, pop music is not"