Александр Песков – талантливый актер, непревзойденный пародист, отличный кулинар, оригинальный модельер и дизайнер одежды для своих шоу, примерный муж и заботливый отец – этого уже много для одного человека, но только не для него. Популярный артист учится на режиссерском отделении ГИТИСа, мечтает открыть собственный театр, а еще – преподавать талантливой молодежи основы синхро-буффонады.
- Вы знаете, в моей жизни за последние несколько лет появилось столько замечательных, светлых людей и верных друзей. Мне захотелось, чтобы мой день рождения стал в первую очередь их праздником. Таким образом, я отдал всем им дань уважения. А на счет детства, то у нас была замечательная семейная традиция ходить всем семьей в цирк. Видимо, эти детские годы и привили мне любовь к цирковому искусству. Свою карьеру на эстраде я начал как цирковой актер.
- Когда в себе вы впервые обнаружили актерские способности?
- Еще в начальной школе, каждый раз придумывая новую отговорку, почему не выполнил домашнюю работу. Правда, помню случай, когда мне порядочно досталось за мое «лицедейство». Как-то, с легкостью соврал учительнице, что оставил тетрадь дома. А она взяла , да отправила меня за тетрадью домой, тем более жил я недалеко от школы. Тут я понял, что влип, но, где-то побродив, вернулся в класс, придумав спасительный, как мне казалось ответ, что никого нет дома. Хотя я то знал, что отец дома, а он был строгих правил, и влетело бы за болтание во время урока. Конечно же учительница позвонила домой… После этого случай я четко понял, где границы между актерством и ложью.
- Сразу решили стать артистом или все же какое-то время, как и все, мечтали быть космонавтом или разведчиком? В школе как-то одноклассников разыгрывали, веселили?
- Как я все мальчишки 70-х свою жизнь я сверял по экрану, по тем фильмам, которые раздвигали границы маленького городка. Эпицентром коряжменской жизни был – кинотеатр «Аврора». Соответственно героические фильмы о разведчиках, и мушкетерах не могли не оставить своего отпечатка. Тогда же сенсацией был и фильм «Женщина, которая поет» с Пугачевой. И свою профессию я обрел благодаря первому сценическому образу. Шутя, еще на школьных вечерах я изображал Аллу Борисовну, со временем стало вырисовываться особое направление моего творчества – перевоплощение.
- Почему после школы вы сразу не пошли в ВУЗ, а решили отслужить, что армия лично вам дала, как проходила ваша служба в Таманской дивизии?
- Я поступил в цирковое училище, но с третьего курса меня призвали в армию - в Таманскую дивизию. Служба была у меня весьма разноплановой, я был и художником, и топографом. А спустя год был назначен руководителем ансамбля песни и пляски Таманской дивизии, которая курировала цирковое училище. Это был эстрадно-цирковой коллектив из 25 человек и вокально-инструментальный ансамбль. Так, что и там я получил серьезный опыт.
- А что за трагедия произошла с вами в Эстрадно-цирковом училище?
- Мое студенчество прервалось неожиданно: "На одном из уроков акробатики я стал делать сальто-мортале, но приземлился не на ноги, а на шею. Получил серьезную травму позвоночника, с манежа меня унесли на носилках, и больше в училище я не вернулся". Калекой я приехал домой, в Коряжму, и год провел почти без движения. А через год понял, что надо что-то делать дальше.
- Что придало вам сил стать на ноги в прямом и в переносном смыслах?
- Несмотря на то, что у меня отказали руки и ноги, но я не сдался. Когда состояние немного стабилизировалось, меня перевезли в родной город. Спасла меня моя бабушка Маня. Она одна ухаживала за мной. Мама в тот момент тоже находилась на лечении в больнице, а отец просто ушел из семьи… Понимаете, я даже в том состоянии не мыслил себя без сцены, молился, верил в чудо. И оно случилось. То, что я встал на ноги, это еще один повод сказать — любовь и забота близких способны исцелять!
- Что стало поворотной точкой в вашей карьере?
- Наверно все-таки это мое знакомство с Борисом Бруновым и работа в Московском театре эстрады. Ведь в столицу я приехал ни с чем, в куртке, которую сшил себе сам из своего детского одеяла. Петли на ней были сделаны из бельевой веревки. И это не было эпатажем. Мне просто нечего было надеть. Я неделю жил на Белорусском вокзале и голодал. Но у меня и мысли не возникало вернуться.
Я должен был доказать себе и всем, что не зря сюда приехал. Во многом мне помогла моя провинциальная хватка и упорство. Я буквально прорвался к маститому Брунову в гримерку. Тогда у нас произошел очень забавный диалог "Вы кто?" - спросил тот. "Очень хороший артист!" - тут же выпалил я. "Ну то, что вы наглый, я вижу", - ответил Борис Семенович. Но уже через неделю, после просмотра, принял меня на должность артиста оригинального жанра в Московский театр эстрады.
- А почему именно пародия вас так прельстила, ведь вы и без этого блестящий актер?
- Синхро-буффонада, несет в себе частичку добра, ведь мой жанр можно сравнить с дружеским шаржем – портретом, похожим на оригинал, но немного ярче указывающим на особенности поведения объекта. Лучший шарж – тот, в котором присутствует элемент неожиданности. Я выхожу на сцену в костюме, парике и гриме, делаю несколько шагов, звучит знакомая фонограмма. Все уже уверены, что на сцене сама Гурченко или Пугачева, а она вдруг начинает чересчур неестественно двигать бедрами.
Вроде бы ее движение, но какое-то не такое. Ба, да это Песков! Обманул, обманул, братец! Вот смех-то! Как и дружеский шарж, синхро-буффонада жанр очень добрый, легкий, естественный. Даже придумал я его шутя, играючи.
- Когда вы организовали свой театр пародий, что он из себя сейчас представляет?
- 25 декабря 1988 года на сцене Театра эстрады состоялся мой дебют. В то время слово “синхро-буффонада” было не знакомо российскому зрителю. Поэтому интерес у публики был огромный. Теперь эта дата и считается датой основания Московского театра синхро-буффонады. А я вот уже на протяжении 19 лет являюсь его бессменным художественным руководителем и режиссером. За эти годы сшито более 600 костюмов, сегодня в звездной коллекции нашего театра более 70 образов, и около 100 номеров. И, кроме того, ряд вокальных композиций в моем исполнении
- Наиболее любимые вами персонажи, кто они? Не обижаются ли звезды на вас, ну, хоть когда-нибудь?
- Ой, мои персонажи мне все дороги как мои дети. А что касается звезд, то как ни странно, скандалов, обид и звонких пощечин, до сего времени мне удавалось избежать. На мой взгляд, в самом жанре нет ничего обидного. Еще в Древней Греции, а позднее и Риме устраивали грандиозные пародийные шествия. Простые люди переодевались в известных людей – императоров, художников, актеров и чудили.
Считалось, что осмеяние великих деятелей залог их будущего успеха и долголетия. Нечто подобное было и на Руси во время колядок. Кроме того, большая часть “оригиналов” на момент создания пародии были моими хорошими знакомыми, или стали ими после шоу. С Лолитой, Катей Лель, Леонтьевым и Шурой мы вообще дружим. Они периодически принимают участие в моих шоу. Иногда специально, а иногда спонтанно выходят во время моих выступлений на сцену и дают зрителю возможность сравнить пародию с оригиналом.
Порой получается очень забавно: нас попросту путают. Настоящие звезды никогда не обижаются на меня. Они понимают, что, если их показывает Песков, значит, они популярны, известны, интересны публике. Я своеобразный индикатор народной любви.
- А были случаи, когда ваша пародия продляла творческую жизнь артиста?
- Я очень надеюсь, что это происходит взаимно. В качестве примера, могу рассказать о таком случае. Вы, наверное, помните прекрасную певицу Маю Кристалинскую, безвременно ушедшую из жизни. Так вот после одного из моих шоу ее сестра подошла ко мне и попросила спародировать Маю. “Люди начинают ее забывать, хотя ее очень любили”,- сказал она. Я пообещал сделать все возможное и сдержал слово. Теперь в моем репертуаре есть и номер, где я изображаю Кристалинскую. И представляете, ее все узнают.
- Курьезы за годы активной гастрольной жизни наверняка случались и у вас, не поделитесь самыми забавными?
- Курьезов и форс-мажоров на гастролях бывает масса. Но на любом концерте, будь-то ГКЗ «Россия» или сцена Уссурийска, нужно выкладываться на все сто. Я знаю, что некоторые последние деньги отдают, чтобы посмотреть на любимого артиста. У меня был такой случай. Однажды, на гастролях в Краснодарском крае - в местечке Лазаревское – во время моего концерта отключили свет.
Когда появится электричество, никто не сообщил. Тысячный зал ждал.. И я тоже. В итоге свет появился только через 5 часов, поздно ночью. В зале осталось только 100 человек. Я отыграл концерт до конца, для них, моих зрителей. А самый забавный случай произошел, когда меня однажды пригласили в Набережные Челны выступить для сотрудников автозавода.
После шоу ко мне подошел, один из организаторов и торжественно объявил, что коллектив завода принял решение подарить мне автомобиль! Отвели меня, значит, в один из цехов, где я и увидел мой подарок завернутый в целлофан и с большим бантом сверху.. Самое смешно, что это оказалась ОКА. А у меня ведь утром самолет, ну куда мне ее девать! И пришлось нанимать водителя, который перегонял Оку в Москву. Потом она целый год простояла у меня во дворе, я ее, конечно, чем-то накрыл, но к весне она уже была не в лучшем виде. А весной я ее продал.
- Над каким образом труднее всего было работать и почему, а над каким легче всего? Как вообще проходит процесс рождения номера, как вы готовитесь, как оттачиваете движения и пр., каково закулисье у вашего жанра?
- Здесь не бывает легче или труднее, все зависит от того, насколько ярко и глубоко ты хочешь представить того или иного персонажа. Ведь помимо того, что у каждого артиста есть своя характерная только для него пластика, у него есть еще и внутренний мир, об этом нельзя забывать. Нужно постараться его постичь, понять и это лишь первый этап работы над образом. Женские образы, разумеется, постичь намного труднее, женская психология вообще загадка, но и получаются они, как правило лучше.
Кроме того, необходимо и придумать для каждого нового персонажа и концертный костюм. Самый простой способ - попросить его у звезды. К примеру, Шура с Лолитой постоянно присылают мне свои сценические наряды. Я их подгоняю, дорабатываю и выхожу на сцену. Но такая удача бывает редко. Другой путь - заказать копию звездной вещи у профессионального дизайнера. Но это скучно и дорого.
Для себя я решил, что мой стиль должен соответствовать стилю изображаемой певицы или актера, но костюм должен быть немного иным, самобытным, и, к тому же, более ярким и оригинальным, чем дизайнерские вещи. Короче костюмы, которые я ношу на сцене, должны быть немножко ярче звездных. Довольно сложно было найти человека, способного создавать вещи, отвечающие стольким параметрам. И тогда я решил заняться дизайном одежды сам.
- Как вы относитесь к многочисленным переодеваниям юмористов на нашей эстраде? А что вы можете, сказать например, об образе Сердючки как профессионал? И, правда, что вы едва не надавали по физиономии одному из пошлых и неумелых двойников Андрея Данилко?
- Переодеваний действительно много, но, к сожалению не все эти образы профессиональны. К сожалению, по стране сейчас разъезжает масса недостойный аферистов, которые бесцеремонно выдают себя за известных артистов.
Я действительно однажды высказал все, что думаю одному такому бездарному двойнику Андрея Донилко. Ведь Верка Сердючка на самом деле очень глубокий проработанный и поистине народный персонаж, и я знаю, что Андрей вложил в нее всю свою душу, всю свою любовь. Поэтому мне показалось, что человек, который, без ведома Андрея «воспользовался его наработками», и сделал это на чрезвычайно низком уровне, повел себя как минимум недостойно. Но до драки все-таки дело тогда не доходило.
- А вот, кстати, если уж переходить на личности: почему будучи по собственному признанию маленьким и худеньким, за образ Зыкиной вы взялись, а, скажем, образ Михаила Шуфутинского до сих пор не сделали?
- Вы знаете, у меня ведь все еще впереди. Моя коллекция образов, постоянно пополняется, рано или поздно я обязательно доберусь и до Михаила Шуфутинского.
- Расскажите о вашем кулинарном увлечении и если это не коммерческая тайна – какой-нибудь фирменный рецепт на заметку нашим читателям?
- Готовить я действительно очень люблю. Фирменное блюдо у меня холодец, жаркое. Стараюсь сделать все максимально полезным для здоровья, не жирным. Я обожаю делать жаркое из курицы, борщи. Если это пост, то постные борщи, например с грибами. И он обязательно должен быть густым, чтобы ложка стояла.
Готовлю и зеленый борщ со щавелем. Холодец делаю из разных видов мяса, с чесноком. Балую гостей заливным. Из рыбы, из языка. А вот пельмени не люблю. Не понимаю этот продукт. Он слишком тяжелый для желудка. Я могу попробовать, но отдельно. Либо тесто съем, либо мясо из пельменей вытащу.
- Если можно, расскажите, пожалуйста, о вашем браке с мамой Даши, Галиной и о том, как вам удалось выстоять, когда первая жена тяжело заболела?
- Да, врачи обнаружили у нее рак. Мне очень трудно об это говорить, хоть и прошло уже много лет. Когда подобная трагедия случается с близким тебе человеком, первое время, ты просто отказываешься верить в происходящее, кажется, будто это какой-то дурной сон! К счастью, господь помог спасти ее.
Низкий поклон врачам госпиталя им. Бурденко и моему другу и продюсеру Рудольфу они буквально свернули горы ради спасения ее жизни! Чудо вошло в мою жизнь в очередной раз. Сейчас с Гали официально сняли инвалидность, она здорова.
- Как и где предпочитаете отдыхать?
- Я очень люблю Венецию. Мне кажется я в одной из своих прошлых жизней жил именно там. Во всяком случае, когда я впервые оказался в этом «земном рае», то просто на каком то кармическом уровне почувствовал, что был здесь раньше, что все эти улочки и каналы знакомы! Еще я люблю отдыхать в Штатах. Совмещаю гастроли и отдых. У меня уже есть традиция каждый раз в самом конце поездки заезжать в столицу развлечений Лас-Вегас. Когда ты отработал 20 концертов просто необходимо развеяться. К тому же там не только казино, но и огромное количество первоклассных шоу.
Как правило, я выдаю сам себе сто долларов и иду играть с «одноруким бандитом». Причем у меня есть целая схема. С утра проходя мимо автомата я обязательно с ним здороваюсь и говорю, что обязательно загляну к нему в гости вечером, пусть он меня ждет. И во время игры я с ним постоянно беседую как с живым человеком. А иногда сажусь сразу за два «одноруких бандита». И начинаю их ссорить друг с другом. К примеру, угрожаю, что если, автомат не позволит мне выиграть, то пересяду за соседний. И знаете такой маленький спектакль, как правило, действует! Хороший выигрыш, а значит отличное настроение на отдыхе гарантированы.
- О чем сейчас мечтаете больше всего?
- Конечно, хочется все время расширять свою программу. Я надеюсь, что этот год принесет мне еще несколько удачных находок. А если говорить, о мечтах, в бытовом, в личном плане, то мечтаю скорее закончить строительство загородного дома. Это моя детская мечта! Сейчас, слава Богу, мы с семьей близки к ее осуществлению.
Я приобрел небольшой кусок земли. И я считаю это самая моя удачная покупка за весь прошлый год. Мне хочется наслаждаться природой, вырваться из сумбурного и оголтелого города. Я стремлюсь быть ближе к земле. У меня ведь мама из деревни и мне это близко. Сейчас на моем участке уже во всю ведутся строительные работы.