Вчера свой 61-й день рождения отпраздновал один из самых влиятельных кинорежиссеров, чье имя стало уже чуть ли не нарицательным, Стивен Спилберг. Ему, как никому другому, удалось тесно связать кино и бизнес, став самым коммерчески успешным режиссером в мире.
Очень трудно определить, является ли Спилберг просто талантливым режиссером, или же предприимчивым бизнесменом, способным продать свои творения максимально выгодно. Известно одно – Спилберг действительно «болел» кино всю свою жизнь. С того самого момента, как взял отцовскую кинокамеру, чтобы снять крушение игрушечного поезда, до сегодняшнего дня, когда в его послужном списке появились такие фильмы как «Список Шиндлера», завоевавший 7 «Оскаров» и в котором было задействовано 126 действующих лиц и 30 тысяч человек в массовке.
Родившийся в семье пианистки и электрика, Стивен часами просиживал у телевизора, так как это было единственным спасением от не слишком радужной реальности. Его родители постоянно находились в состоянии шаткого мира, переезжая с места на место. Посему юный Спилберг, росший довольно впечатлительным ребенком, буквально-таки прирос к камере. Будучи единственным евреем в классе, он был крайне замкнутым, посвящая всего себя своему увлечению. Первым осмысленным творением будущего киномагната стал фильм ужасов, где вместо крови использовался вишневый сок. Чем-то похожим сейчас занимается главнейшая студия, снимающая треш-хоррор, «Трома».
После первых опытов в области фильмов ужасов, которые Спилберг демонстрировал растроганным родственникам и соседям, продавая, как любой нормальный американский ребенок, им лимонад, он попробовал свои силы в местном киноконкурсе. В 12 лет он представил жюри конкурса молодежных любительских фильмов картину о войне «Побег в никуда». Вот с него-то и началось формирование Спилберга, как режиссера, снимающего, в основном, фильмы о войне и инопланетянах. Следующим фильмом, который длился 40 минут и был снят под руководством Спилберга, стал «Небесные огни», повествующий о похищениях людей пришельцами. Картину крутили в местном кинотеатре. Сейчас, глядя на бюджеты, скажем, фильма «Инопланетянин», забавным кажутся те 600 долларов, что дали родители Стивена ему на покупку аппаратуры и пленки, а также участие его отца в проектировании макетов летающих тарелок.
Следующим занятным фактом в жизни монстра развлекательного кино стал отказ приемный комиссии киношколы при Университете Южной Калифорнии принять его на курсы. Пометка в его резюме, оставленная недальновидной комиссией, участники которой сейчас могли бы гордо выпятив грудь, говорить, что это они разглядели гения, гласила: «Слишком бездарен». Разведя руками, Спилберг поступил в технический колледж, а потом, во время каникул, снял 2-минутный фильм «Эмблин», ставший пропуском в мир большого кино. В 1969 году Universal Pictures оказались куда дальновиднее приемной комиссии, взяв юного Спилберга на работу. Для этой студии он делает первую серию сериала «Ночная галерея». После этого Спилберг окончательно укореняется в двух жанрах: военная драма и фантастика. После картины «Дуэль», повествующей о злоключениях легковой машины, преследуемой зловещим бензовозом, молодой режиссер становится лауреатом очень кстати основанной премии за лучший фантастический фильм «Авориаз».
Фильм, принесший Спилбергу настоящую популярность, ставший образцом хоррора про животных-переростков, стали «Челюсти». Публика пришла в восторг от гигантской акулы, терроризирующей пляж, а молодой Стивен и его работодатели заработали на нем 260 млн. долларов по итогам 1970-х годов.
В 1981 году Спилберг садится на другого своего ныне любимого конька: приключенческие фильмы, в которых фигурируют солдаты фашистской Германии. Он начинает знаменитую серию об археологе-авантюристе Индиане Джонсе, вооруженном кнутом и лихо бьющем морды нацистским солдатам, с фильма «Искатели потерянного ковчега». Помимо очередного Джек-пота во всех кинотеатрах, эта серия принесла Спилбергу еще и новую любовь. На съемках второй части серии об американском археологе, он сошелся со снимавшейся в ней актрисой Кейт Кэпшоу, на которой женился лишь в 1991 году. К слову, бывшая супруга Спилберга, Эмми Ирвинг, получила 100 миллионов долларов «отступных» от режиссера. Новый брак режиссера крепок до сих пор, а сам он уже успел окружить себя семью отпрысками.
Все время, что Спилберг снимает «кассовое» кино, критики винили его в излишней легковесности и откровенно развлекательном характере, а также в излишней наивности. Но свою нишу он, так или иначе, занял, став, по сути, самым успешным режиссером, снимающим самое зрелищное кино. В 1984 году Спилберг стал еще и полноценным продюсером, основав собственную студию «Эмблин». Его студия продюсировала такие картины, как «Назад в будущее», «Маска Зорро», «Кто подставил кролика Роджера?». По всему, вырисовывается портрет этакого киномагната, вроде Диснея от кинематографа, прочно утвердившегося на своем троне вопреки всем негативным отзывам, поставляющего зрителям высококачественный, в первую очередь, зрелищный продукт. За что бы этот режиссер не брался, от фильма по роману Филипа Дика «Особое мнение» до картины о Второй Мировой «Спасение рядового Райана», ему удается, не вдаваясь в детали, не создавая даже определенного настроения или атмосферы, приковывать зрителей экранам. Даже снимая довольно серьезное кино, как, скажем, «Список Шиндлера», поставленный по книге Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», Спилбергу удается делать его каким-то эпохальным, облегченным. Спилберг, в случае с этой картиной, выступает этаким умелым пересказчиком, знающим, на что лучше надавить слушателю, чтобы вызвать у него те или иные эмоции, при этом сдабривая свое повествование красочными метафорами.
Манера Стивена Спилберга снимать кино обусловлена, в первую очередь, тем, что в душе он остался самым обыкновенным впечатлительным ребенком. Он не пьет, не курит, будучи миллиардером, не «засветился» ни в одном любопытном для желтой прессы скандале. Его день состоит из 20 часов непрерывной работы, среди которых обязательно должен найтись час на видеоигры. Спилберг до сих пор одержим историями об инопланетянах. По его словам, заветная мечта этого человека-который-имеет-все – слетать в космос. Его до сих пор преследуют детские страхи. Спилберг, несмотря на желание осуществить космический полет, страдает клаустрофобией, панически боится шторма. Также монстра блобастеров каждый раз до дрожи в коленках пугает перспектива равнодушия публики к очередному его фильму. Надо сказать, что при всей спорности его творчества, его фильмы, которые многие критики и ценители, скажем, арт-хауса, считают пошловатыми, бояться ему нечего. Спилберг именно тот режиссер, на фильмы которого публика будет идти толпами, сметая попкорн и газировку в кафетериях кинотеатров.
Григорий Туманов
Читать эту статью на английском: Steven Spielberg 61. Children's fears and career of King blockbuster