Спустя два месяца после назначения Гитлера на пост канцлера, всем евреям, занятым в киноиндустрии, было вынесено предупреждение: в этой сфере для них места нет. "Мы не потерпим, чтобы те идеи, которые Германия хочет извести на корню, проявлялись в фильмах", — заявил Геббельс. Почти сразу же UFA разорвала контракты со всеми работавшими там евреями.
Так закончилась золотая эра кино Веймарской республики. Скоро из страны начнут бежать не только евреи, но и все левацки настроенные граждане, а за ними — и те, кто не видел себе места в механизме пропагандистской машины Третьего рейха.
Массовый исход всех неугодных Гитлеру из страны поспособствовал преобразованию другого детища киноиндустрии — Голливуда. Из двух тысяч профессионалов, уехавших из Германии, большинство осели в Калифорнии, и немецкое влияние на американское кино не замедлило сказаться.
Самые заметные картины того времени на этой неделе были представлены на ретроспективном показе The Weimar Touch в рамках международного кинофестиваля в Берлине. В программу, курируемую киноархивом Deutsche Kinemathek и Нью-йоркским музеем современного искусства, попали более 30 фильмов, снятых в период с 1933 по 1959 годы.
Отбирали картины не только те, что были сняты иммигрантами, но и те, где было лучше всего видно их влияние — все-таки из Германии уехало множество новаторов и экспериментаторов. "Веймарское кино показывает не только то, что лежит на поверхности, но и то, что таится в глубине, — отмечает директор ретроспективной программы Райнер Ротер. — В этом кино больше сомнений, чем уверенности, в нем множество нюансов и двусмысленностей".
При упоминании веймарского кино одними из первых на ум приходят экспериментальные работы "Доктор Калигари", "Носферату" и "Метрополис", однако и коммерческая киноиндустрия в Германии была весьма яркой. Комедии, мюзиклы и другие популярные жанры имели успех как на родине, так и на международном рынке. Однако самый продуктивный период немецкого кино закончился в 1933 году. Фриц Ланг, Билли Уайлдер, Петер Лорре, Дуглас Сирк, Макс Офюльс, Роберт Сиодмак и Макс Рейнхардт — вот лишь несколько имен из тех, что лишилась Германия после прихода ко власти нацистов.
Читайте также: Городские легенды: духи голливудских звезд
В июле 1933 года легендарный продюсер Сэмюэл Голдвин разослал репортерам телеграммы, в которых объявил, что Голливуд будет рад приветствовать немецких режиссеров, "из-за своего еврейского происхождения лишившихся средств к существованию и возможности дать выход своему таланту". "Мы не только приглашаем их сюда, но, что еще более важно, мы нуждаемся в них", — заключил Голдвин. Иммиграционные правила США, правда, несколько портили впечатление от радушного приглашения продюсера, однако влиятельные голливудские небожители, такие, как Марлен Дитрих, Эрнст Любич и Пол Конер, помогли многим своим новым землякам найти место, что позволяло им получить визу.
Попадание в Голливуд, увы, не гарантировало легкой жизни. Сценаристам и актерам приходилось преодолевать языковой барьер, и только после 1941 года для них открылись по-настоящему большие возможности — тогда США как раз вступили в войну, и киноиндустрия начала штамповать антигитлеровские фильмы, куда с радостью приглашали исполнителей с немецким акцентом. По странной прихоти судьбы, многим еврейским актерам пришлось изображать нацистов, от которых они бежали в свое время.
Заключительным фильмом в ретроспективе стала знаменитейшая комедия Билли Уайлдера "В джазе только девушки", снятая в 1959 году. Только-только прибыв в США Уайлдер едва говорил по-английски, однако это не помешало ему совершить стремительный взлет и снять как нуарную "Двойную страховку", так и получившую сразу трех "Оскаров" мелодраматическую "Квартиру".
Лоуренс Кардиш, бывший главный куратор Музея современного искусства, считает картину "В джазе только девушки" одним из самых ярких образцов веймарского искусства. "Это великолепный веймарский фильм с точки зрения его юмора, цинизма, насилия и гендерных ролей", — заключает эксперт.
Читайте также: Везунчик и неудачник в одном флаконе