Что может быть увлекательнее, чем читать человека как раскрытую книгу? Наука графология в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, возникла уже более трех столетий назад. Впрочем, графология упоминается и во многих древних документах.
Например, император Нерон в одном из своих писем писал: «Я боюсь этого человека, потому, что его почерк показывает, что у него - предательская натура».
Предсказания великого Нострадамуса. Что ждет Россию в 2007 году?
Хиромантия: о чём говорят пальцы
В ближайшем будущем человек сможет жить вечно
Первая известная книга о графологии вышла в свет в 1630 году. Её автор итальянский профессор Камилл Бальдо и называется она «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». Книга произвела фурор среди читающей публики, но, большинство продолжили считать, что для того чтобы понять характер человека по почерку, необходимо обладать даром ясновидения или интуиции.
Второй раз о прикладной графологии вспомнили примерно через двести лет. К теме почерка вернулись во Франции. Учёный церковник аббат Фландрэн заинтересовался произведением Бальдо. Вскоре он сам подверг классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Выработанные правила легли в основу современного анализа почерков. Им же было дано и название новой науке – «графо» (писать) и «логия» (наука ).
Ученик Фландрэна аббат Мишон ещё больше продвинулся в нахождении правил графологии и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Через несколько лет работа Мишона получила дальнейшее развитие в трудах Крепье - Жамэна, в которых были применены более точные методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.
Вскоре графологией заинтересовались в Германии, Англии и России. В конце Х IX века многие интеллектуалы посвятили немало времени совершенствованию анализа почерка. В разные годы графологией увлекались премьер-министр Англии Дизраэль и
американский писатель Эдгар Аллен По.
Уже в ХХ веке профессор физиологии Вильгельм Прейер, из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга». К сходному заключению пришел и Георг Мейер, психиатр, утверждавший, что «сила» почерка определяется психомоторной энергией.
Другие графологи этого периода – швейцарский врач и писатель Макс Пулвер, связавший анализ почерка с символизмом бессознательного, и философ Людвиг Клагес. Графология занимала все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. В Германии её даже преподавали в ряде ведущих вузов.
В США интенсивное изучение почерка предприняли в 1939 году. Гордон Олпорт и Филип Вернон из Гарвардской психологической клинике обнаружили, что если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах.
В СССР графология, как и многие другие науки в 20-ых годах была названа продажной девкой «империализма». На самом деле эта наука ушла в кулуары КГБ, где к письмам советских граждан было всегда пристальное внимание.
Сейчас графология рассматривается с должным вниманием в таких областях изучения человека, как психология, психотерапия, психиатрия.
Продолжение следует…
Алексей Витвицкий
Читать эту статью на английском: Graphology: a man like an open book (introduction)