Социум

Армии нужна “свежая кровь”

Это происходит ежегодно: 1 апреля - начало весеннего призыва. В эту “страду” в строй встанут порядка 124 тысяч молодых людей, которым будет доверено защищать Родину. По некоторому совпадению с началом весенней кампании совпало другое знаменательное событие. Случилось то, чего боялись, но что рано или поздно должно было произойти. “Косить” от армии станет намного сложнее: ряд отсрочек будет отменен.

Надо покритиковать - пусть критикуют, мы будем спокойно идти избранным путем

Российское Минобороны остается верным собственным принципам и непреклонной логике. О том, что 2007 год станет переломным – прежде всего, для сознания гражданского населения – стало очевидно довольно давно. О том, что отсрочек станет меньше, говорилось, как минимум, последние полтора года. Достаточно вспомнить последний переполох, когда, по слухам, под ружье планировалось поставить студентов и часть профессуры. Главе Минобороны Сергею Иванову пришлось успокаивать взбудораженную общественность: всему свое время.

Разговоры о переходе российской армии на контрактный способ комплектования не утихают с того момента, как оформилась соответствующая концепция и была принята Федеральная целевая программа. Безусловно, столь взаимосвязанные и масштабные изменения сопряжены с определенными трудностями, и жертв не избежать. Поэтому, по крайней мере, удивляться абсолютно нечему: Минобороны предупреждало. Возможно, не слишком настойчиво…

Начало весеннего призыва, который стартовал в минувшие выходные, на сей раз ознаменовалось не только обильными нарядами милиции, обращающими особенное внимание на молодых людей.

Многочисленные акции протеста, направленные против сокращения отсрочек от службы в армии, охватили многие города и населенные пункты - они прошли почти в 30 регионах страны, в том числе в Москве. Более того, в очередной раз прозвучали призывы к отставке Иванова.

Между гражданским обществом и военными, однако, в той или иной степени всегда существовало непонимание друг друга. В этой связи накаляющаяся обстановка вокруг отсрочек легко может вылиться в антивоенную кампанию. Стартом может послужить начавшийся весенний призыв, за ним – осенний, за которым грядет самое “страшное” – 2007 год, когда срок для новобранцев, попадающих в казарму по призыву, будет сокращен до полутора лет. Еще через год срок службы сократится до одного года. Отсрочки сокращаются именно в связи с этой перспективой на “прекрасное” будущее, когда служащих потребуется больше.

Однако, судя по однозначной реакции большей части населения страны, надеждами сыт не будешь. Отмене в общей сложности подлежит около половины всех существующих на данный момент отсрочек. В результате в еще более “страшном” 2008 году в армии окажутся отцы детей до 3 лет, мужья беременных жен, сельские врачи и учителя, дети инвалидов и пенсионеров, а также учащиеся милицейских школ и особая категория “неприкосновенных” – спортсмены, артисты и священники. Таким образом, отсрочек останется, дай Бог, около 10 (в Советское время их насчитывалось девять).

Тем временем, пока военные пытаются оправдать решение о привлечении на службу максимального количества новобранцев и пререкаются с обществом, депутаты Госдумы встали на защиту ущемляемых прав. Прямолинейность и “беспринципность” методов Минобороны также не пришлась им по душе. Представители всех фракций высказались против законопроекта о сокращении отсрочек. Первый вице-спикер Любовь Слиска считает это решение «абсолютно неправильным».

Минобороны, в свою очередь, занимает проверенную многими десятилетиями и ставшую неизменной позицию: у страха глаза велики. Другими словами, не стоит "раздувать" проблемы, существующие в армии. Они действительно есть – этого никто не отрицает. Однако при этом не стоит недооценивать работу военных институтов.

Таким образом, получается, что принятие законопроекта – негуманно и крайне нежелательно. Однако в противном случае, как утверждают в Генштабе, мы потеряем даже ту армию, которую имеем. В конце концов, сокращение отсрочек является плановым мероприятием и составной частью военной реформы. Кроме того, во внимание следует принять тяжелую демографическую обстановку в стране.

Так или иначе, но российская армия, безусловно, переживает далеко не лучшие свои времена. Всякое благое начинание почему-то сходит на нет, и получается, что “хотели, как лучше, а получается, как всегда”. В результате имидж армии по-прежнему находится на крайне низком уровне. Этому поспособствовали недавние скандалы и пространные рассуждения о неискоренимости дедовщины и несбыточности каких-либо перспективных преобразований.

Что касается законопроекта, вокруг которого разгорается нешуточное противостояние, то, скорее всего, пересмотру он уже не подлежит и будет одобрен. Видимо, время настало, и придется просто перетерпеть.