Если кто-то думает, что проблема ядерного оружия его не касается, – он сильно ошибается. Во-первых, мы все за это платим своими деньгами. А во-вторых, можем заплатить здоровьем. Кто хочет жить в мире, напичканном ядерными боеголовками и радиационными отходами? Может быть, китайцы или корейцы? В любом случае, не мы. Сегодняшнее молодое поколение России уже понимает, что если с этой проблемой не справятся нынешние политики, то завтра ее придется решать нам с вами.
Дипломаты имитируют бурное раскаяние и «переводят стрелки»
В понедельник в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке была открыта традиционная конференция стран-участниц Договора о нераспространении ядерного оружия. На конференции, которая проводится каждые 5 лет, в этом году присутствуют представители из 188 стран. В ходе переговоров будут затронуты, главным образом, вопросы по укреплению достигнутых ранее договоренностей по сохранению мира, а также состоится обсуждение трех пунктов Договора: нераспространение оружия, всеобщее разоружение и использование атомной энергии в мирных целях.
Несмотря на то, что согласно решению Международного суда, работа мировых держав по сокращению ядерного оружия была начата еще в 1996 году, воз и ныне там. И дело не только в Северной Корее и Иране, которые продолжают разработки в сфере ядерных технологий, чем вызывают озабоченность западных государств во главе с США. Напомним, что на прошлой неделе безрезультатно завершились переговоры крупнейших европейских государств с Тегераном по иранской ядерной программе.
Итак, на конференции, взяв слово, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сообщил делегатам: “Единственный путь гарантировать, что ядерное оружие никогда не будет использовано, - избавить наш мир от этого оружия”. Аннан не пояснил, каким образом этого следует добиваться – пусть, мол, каждый решает самостоятельно: стоит ли подбросить его соседу или зарыть в секретном месте до лучших времен. Преамбула Генсека, таким образом, была призвана пробудить рациональное мышление участников встречи и подвигнуть их к серьезным раздумьям. При этом в своем обращении к делегатам глава международной организации призвал бывших соперников на мировой арене - Россию и США - внести свой вклад в дело разоружения и значительно сократить свои ядерные арсеналы.
Когда в 1970 году принимался договор по нераспространению ядерного оружия, предполагалось, что это послужит началом для всеобщего и повального разоружения: ядерные боеголовки полетят в урну и будут раздаваться направо и налево, лишь бы от них избавиться поскорее и показать пример окружающим. Однако, ко всеобщему удивлению, этого не произошло. Слишком многие уяснили новые правила игры: обогащенный уран придает уверенность в себе, и с твоими интересами начинают считаться. Решающим фактором стала сила и умение ее демонстрировать.
Живем одним днем?
Международные специалисты при этом не стесняются в своих оценках настоящего положения дел, заявляя, что происходящее представляется в действительно серьезном свете и несет угрозу всему человечеству.
По мнению Дугласа Роше (Roche), который некогда возглавлял комитет ООН по разоружению и международной безопасности, Америка, Россия и ряд других стран, обладающих ядерными боезарядами, несут ответственность в связи с ростом опасности использования имеющихся арсеналов. Именно эти государства играют основную роль в мире, где все страны разделены на два класса. Таким образом, помимо условно-естественного разделения на развитые и развивающиеся, негласно устанавливается дополнительная дискриминация по принципу силы.
Не последнюю роль в этих процессах играет Вашингтон, который, вопреки договоренностям и несмотря на сокращение в последние годы своих ядерных запасов, продолжает разрабатывать новое поколение ядерного оружия. Так, согласно Комитету юристов по ядерным стратегиям, ассигнования США на соответствующее вооружение составляет около 40 миллиардов долларов в год. Также показательно, что когда ряд стран (Бразилия, Египет, Новая Зеландия, Южная Африка и др.) в декабре прошлого года представили в Генеральную Ассамблею резолюцию по разоружению, Америка заняла двусмысленную позицию, потупив взор и не выразив однозначно, готова ли она сама разоружаться.
С другой стороны, Россия также не торопится хоронить свои ядерные арсеналы. Достаточно вспомнить серию скандалов вокруг утилизации атомных подводных лодок на американские же деньги в 90-е и общую сумятицу по сей день в этом вопросе. Что касается модернизации вооружений, в том числе в ядерном секторе, то в Вашингтоне уверены, что в России также ведутся соответствующие разработки. Поэтому совесть обеих стран «чиста». "Мы не смотрим на это как на нечто новое, - заявил некогда пресс-секретарь Белого дома Скотт Маклеллан. - Нам хорошо известно о давно проводимой ими (Россией – ред.) модернизации вооруженных сил".
Между тем, главы государств и международные посредники с большей охотой обращают внимание на Иран и Северную Корею как “злачные” государства, которые не поступятся ничем в своем стремлении войти в плеяду признанных ядерных держав. При этом Пхеньян, который в прошлом году в одностороннем порядке вышел из шестисторонних переговоров, в феврале настоящего года заявил о наличии в стране ядерного оружия, испытания которого могут состояться в ближайшее время. Вызывающее поведение коммунистической КНДР, которая несколько дней назад осуществила запуск ракеты малого радиуса действия и по которой плачет Совет безопасности ООН, вызывает негодование американского Белого дома и заставляет нервничать соседнюю Японию.
Всех примерно накажут, непокорным объявят бойкот… И что дальше?
В минувшее воскресенье, накануне открытия очередной конференции, тысячи сознательных демонстрантов провели акцию протеста под окнами штаб-квартиры ООН, призывая страны отказаться от ядерного оружия. Дружное ”Нет войне, нет ядерным бомбам” разнеслось над Times Square. В акции приняли участие свыше 1000 активистов и борцов за мир во всем мире из Японии, в том числе мэры печально известных городов Хиросимы и Нагасаки, которые пережили ядерные взрывы в памятном 1945 году.
ООН, в свою очередь, прилагает все усилия и делает ”все возможное”. Группа экспертов выступила с дельной инициативой - наложить мораторий на проведение испытательных ядерных взрывов и досрочно принять детальный Договор о запрете на проведение испытаний. Судя по спешке, эти шаги направлены, прежде всего, против Северной Кореи и Ирана, которым в очередной раз ненавязчиво дают понять, что сопротивление бесполезно.
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся действенность встреч, проводимых под эгидой ООН, и декларированную функциональность существующего Договора о нераспространении ядерного оружия, проблемы, по мнению дипломатов и глав правительств, лишь нарастают. Сегодня все отмечают, что необходимо укрепление сотрудничества всех стран, заинтересованных в поддержании безопасности. Это тем более важно, если учесть, что оружие массового уничтожения может попасть в руки международных террористов. Именно эта опасность заставила США при помощи специальной комиссии и МАГАТЭ провести обследование системы безопасности своих ядерных объектов.
“Только пожить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе…”
Россия как ядерная держава тоже должна уделять пристальное внимание поддержанию безопасности хранения и использования ядерных материалов и принимать деятельное участие в работе ООН по решению вопросов сокращения ядерного вооружения. И, что радует, мы и впрямь уделяем этой проблеме большое внимание. Еще 7 лет назад Москва внесла проект конвенции о борьбе с ядерным терроризмом в Генеральную ассамблею. И вот, в пору активизации международного терроризма и его непреодолимой тяги к ядерным объектам, в апреле этого года документ был, наконец, одобрен. Он явился первым проектом, принятым по инициативе России. Однако на этом пока все заморозилось…
Между тем, судя по тому, как замалчивается проблема ядерных отходов, создается впечатление, будто Запад для себя уже решил эту проблему - по крайней мере, на ближайшую пятилетку до следующей встречи в Нью-Йорке - за счет великодушия Российской Федерации. Несмотря на то, что в свое время свыше 90% россиян выразили свое несогласие, комитет по экологии Государственной Думы и МАГАТЭ совместно планируют обустроить на территории нашей страны ядерные могильники, и работа в этом направлении ведется уже не первый год.
Правительство России также дало добро на ввоз импортных ядерных отходов в Россию, которая за подобное «благое дело» в течение 10 лет получит до 20 миллиардов долларов. Однако в дальнейшем, когда дорожка будет проторена, не исключено, что расценки начнут падать - и нами в очередной раз попользуются. С другой стороны, возможно, пыл Китая в отношении дальневосточных «вотчин» поугаснет, если именно там будет ядерная «свалка». Пока же могильники спешно возводятся в Красноярском крае.
Как говорится, нет худа без добра… Однако, совершенно точно можно сказать уже сегодня: разгребать помойку с ядерными отходами придется будущему поколению вымирающей российской глубинки. Остается надеяться, что это будущее поколение к тому моменту так закалится в условиях повышенной радиации, что ему уже ничего не будет страшно. Люди, говорят, ко всему приспосабливаются…