Социум

Прилеп. Цикл "Путешествия по Македонии"

Прилеп

Город Прилеп по одной из версий местных историков потому называется так, что возник – «прилепился» к более древнему селению Варош. Фактически, это просто его новая, но уже куда более обширная часть. Впервые он упоминается в 1014 году, в правление византийского императора Иоанна Цимисхия.

Перед концертом нас приглашают посетить главную достопримечательность - монастырь Архангела Михаила, время основания которого относится к X веку. Тогда, без сомнения, обитель находилась в значительном удалении от города, но сегодня дома подступают к самому подножию горы, на которой она стоит. На лужайках между этими увитыми зеленью домами во множестве встречаются мирно пасущиеся ослики, которые приводили отвыкших от общения с природой москвичей в нескрываемый восторг.

Ослики и лошадки - это неотъемлемая часть македонского пейзажа и очень популярный вид гужевого транспорта. Бензин в стране дорог - литр стоит более евро, и неприхотливые четвероногие с успехом заменяют автомобили, особенно в сельской местности. Не раз на обочинах дорог нам попадались неспешно трусящие навстречу ослики, груженные огромными мешками, на которых сверху еще и восседал обожженный солнцем до бронзы хозяин. Скорость передвижения, конечно, невелика, но македонцы - народ по-славянски неспешный, торопиться здесь не принято.

В древности монастырь Архангела Михаила был мужским, но восстанавливается как женский. Первые монахини появились здесь пятнадцать лет назад, сейчас насельниц восемь. Обитель расположена на крутом горном склоне. К монастырским воротам можно подняться только пешком, по мощеной булыжником дороге. Да и внутри передвигаться от храма к колокольне, от жилого корпуса к воротам можно только по крутым каменным лестницами.

Монастырский храм двухуровневый - примерно в XII столетии был надстроен сверху древний храм Архангела Михаила, служивший местом захоронения братии и почетных ктиторов. В храме частично сохранились фрески XIII века с характерными для переживших период турецкого господства «ослепленными» ликами. Как правило, турки умышленно повреждали церковные росписи, первым делом соскребая глаза у православных святых. Делали ли они это, следуя исламскому запрету на изображение людей, или оккупантам просто невмоготу было смотреть в строгие пронизывающие насквозь очи угодников Божиих – остается загадкой. Примеров таких ослепленных изображений масса, македонцы специально оставляют для памяти потомков следы османского варварства.

Гостеприимная хозяйка игумения Георгия провела в двухэтажный сестринский корпус с маленькой домовой церковью, буквально нависающий над пропастью. Двери всех келий выходят на просторную террасу, где сестры собираются вечерами для молитвы и духовных бесед. С террасы открывается впечатляющий вид на равнину, по которой разбросаны россыпи домиков с красными черепичными крышами, и окружающие ее горы.

Уже отъезжая от подножия горы, бросаем прощальный взгляд на монастырь. Только тогда становиться заметной сделанная рядом с ним на скале огромными белыми буквами надпись «Тито» под столь же огромной пятиконечной звездой.

Нескольким певцам хора Московских Духовных школ удалось в тот же вечер побывать еще в одной древней обители, пожертвовав ради этого несколькими часами отдыха. Инициатором поездки оказался молодой и энергичный лаврский иеродиакон Афанасий, который, кажется, объехал уже весь свет: был и в Святой Земле, и на Афоне, в Греции, и у христианских святынь Европы. К путешествию по Македонии он подготовился, вероятно, основательнее всех: о большинстве увиденных нами святынь иеродиакон знал хоть немного, а еще имел с собой карту страны, с обозначенными на ней монастырями. Именно из нее стало известно о существовании в окрестностях Прилепа монастыря Трескавец, куда о. Афанасий немедленно позвонил из гостиницы. За паломниками приехал единственный насельник Трескавца монах Каллист на популярном в Македонии русском внедорожнике «Нива»: никакой другой автомобиль, по его словам, не способен одолеть горную дорогу к монастырю. Вернулись наши соотечественники, когда уже стемнело, перед самым концертом, и о потраченном времени явно не жалели. Впечатление об увиденном ими удалось составить со слов о. Афанасия .

Трескавец находится неподалеку от монастыря архангела Михаила, но добираться туда гораздо сложнее - если идти пешком, то путь занимает около часа. До V века на этом месте стоял храм Аполлона, к VI столетию относится первое упоминание о христианской базилике. В ее строительстве использовались фрагменты языческого святилища, оттуда были взяты даже престол и жертвенник белого мрамора. Название «трескавец» означает «трещина» в данном случае – трещина в горе, и связано с явлением здесь Пресвятой Богородицы. Ее икона, почитаемая чудотворной, является главной святыней обители. Летописи упоминают о том, что на самой вершине монастырской горы некогда стоял «златый крест с яблоком». Во время гроз, нередких в этих местах, он служил громоотводом.

В XIV-XV столетиях храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы перестроили, в таком виде он дошел до нашего времени. Фрески, украшающие его, всемирно известны и внесены в перечень особо охраняемых памятников. На стенах храма изображены византийские ктиторы обители: императоры династии Палеологов Михаил и Андроник III. Щедрые пожертвования вносил сюда сербский краль Стефан Душан. О былом величии некогда многолюдной обители до сих пор напоминают сохранившиеся в братской трапезной белокаменные резные столы XV века.

Пятьсот лет назад турки, напав на обитель, вырезали триста ее насельников. Совсем недавно останки мучеников были обнаружены, они почитаются как святые мощи. Ко времени османского владычества относится и произошедшее здесь чудо «с голубем». Во всех храмах, выстроенных по греческому образцу, у правой стены есть высокая кафедра, с которой читается Евангелие. Однажды во время службы турок подобрался по храмовой кровле к окну и выстрелил в диакона, стоящего на кафедре с Евангелием в руках. Господь отвел руку убийцы: стрела пролетела мимо, отбив крыло деревянному голубю, украшавшему кафедру, а турок тотчас упал мертвым. Деревянный голубь сохранился до нашего времени, на месте отбитого крыла остался след, как будто он был опален пламенем.

Монах Каллист возрождает монашескую жизнь после десятилетий запустения. Послушанием единственного насельника монастыря является прием паломников и туристов, число которых с тех пор, как монастырь был внесен в путеводитель по Македонии, значительно возросло. Ежедневно сюда приходят десятки паломников, в основном - представители македонской диаспоры из Австралии, США, Англии. Русские в лице воспитанников МДА появились здесь, повидимому, впервые, чему отец Каллист был несказанно рад. Прощаясь, он выразил надежду на то, что и другие наши соотечественники захотят прикоснуться святыням Трескавца.

Продолжение следует.

Читайте также:

Дом Хлеба или город-гетто?

Хрупкий мир христиан Израиля

Призраки замка Крак де Шевалье

Копты - христиане Египта

Восток готовится встретить Христа?