Еще, казалось бы, не так давно Америка была для нашей страны врагом. И в то же время молодые люди с вожделением смотрели на Запад, мечтая сбежать в это царство прогнившего капитализма. Сейчас Америка – не только Пуп Земли, но и «оплот демократии во всем мире». А еще – практически лучший друг России. Однако именно теперь мы наконец-то начинаем смотреть на США критически и по делу. Так подруга нам Америка или нет? Какие на самом деле отношения между нашими государствами? Что США хотят поиметь с нас? И что мы можем поиметь с них? Давайте поглядим…
Отношения между двумя нашими странами всегда носили характер “странной войны”. Как показывает история, лишь крупные потрясения и катаклизмы на некоторое время расставляют все точки над “и”.
Оказывается, терроризм, точнее, борьба с ним, может сближать: ведь он не знает границ, и те же фундаменталисты могут находиться в Чечне, где они точат зуб не только на Москву, но и на весь белый свет, не исключая Капитолийский холм. При этом такие в прошлом непохожие государства, как Россия и США, знают об этом и договорились о взаимовыручке. На сегодняшний день борьба с терроризмом - одна из ключевых статей в сотрудничестве между двумя странами. И, между прочим, в Америке по этой статье списываются миллиарды долларов…
Таким образом, по злой иронии, международный терроризм и всяческие проявления экстремизма будут лишь теснее сближать наши страны. Дружба тем более окрепнет, как только РФ и НАТО изыщут возможность принятия совместного Договора о статусе Вооруженных сил. Тогда можно будет даже робко сообщить о более серьезных намерениях и взаимных чувствах Джорджа Буша и Владимира Путина.
Встреча этих двух сановных мужей в Москве, приуроченная к праздничным мероприятиям по случаю победы во Второй мировой войне, дает очередную возможность президентам двух стран определиться в своих симпатиях и антипатиях, посмотрев друг другу в глаза. Откровенность пошла бы обеим странам на пользу, тем более что нерешенных проблем за прошедшее время накопилось довольно много: внешние угрозы со стороны террористов и внутренние - экстремистов, распространение оружия массового уничтожения и поддержание безопасности на ядерных объектах, увеличение количества локальных конфликтов, экономические перспективы.
Однако в периоды охлаждения разгоревшейся было страсти дают о себе знать неизменные разногласия и расхождения. Так, США неустанно напоминают России о свободе слова и необходимости становления демократии именно европейского образца, а также выражают обеспокоенность в связи с жесткой позицией Кремля по отношению к независимым государствам на постсоветском пространстве. Очередной повод для легкой иронии Вашингтона дало высказывание президента России Владимира Путина при его ежегодном обращении к Федеральному собранию о том, что крушение СССР явилось величайшей геополитической трагедией века. С этим Вашингтон, конечно, никогда не согласится.
В то же время Россия, отстаивая свои интересы, выражает обеспокоенность той возрастающей ролью, которую США начинают играть, прежде всего, на Украине, в Грузии и в других государствах на территории бывшего СССР. Кремль, безусловно, раздражает настойчивость американских дипломатов и высокопоставленных лиц при обращении к традиционным зонам интересов России. Тем более, когда Америка вновь поднимает вопрос о демократии и едином стандарте, который отныне, как предполагается, будет свято соблюдаться в Грузии, на Украине и, возможно, в Киргизии.
В целом, негативные тенденции достаточно сильны в обоих государствах, однако это не мешает их президентам с уважением отзываться друг о друге и отстаивать свою “дружбу” перед лицом многочисленных неурядиц, похлопывая друг друга по спине и плечам.
Тем временем, американские демократы и правые республиканцы вновь призывают Джорджа Буша оставить все заигрывания с Россией, говоря, что последняя неисправима. Да и в России найдется достаточное количество сторонников закидать яйцами американское посольство. Поэтому, по крайней мере, в этом отношении можно сказать, что мы квиты.
Америка все время нас «аттестует». И, надо заметить, последние «аттестации» проходят не в пример успешнее более ранним. Скажем, прежний госсекретарь США Колин Пауэлл заявлял, что он не на шутку встревожен российскими антидемократическими тенденциями. А недавно вот Кондолиза Райс, сменившая Пауэлла на его посту, побывав в белокаменной в прошлом месяце накануне майского визита Джорджа Буша, отметила в целом положительные тенденции в становлении российской демократии. Да и Альваро Хиль-Роблес, комиссар Совета Европы по правам человека, вторит американскому госсекретарю: "Конечно, новая демократия в России далека от совершенства, но при этом нельзя отрицать ни ее существование, ни ее успехи". О, это уже можно расценивать как серьезное смягчение по отношению к России.
А тут и Владимир Путин не преминул отметить в своем ежегодном обращении в парламенте страны, что демократические ценности всегда были приоритетной задачей для России. Вот такое практически полное согласие царит нынче в российско-американских отношениях. И это даже несмотря на перманентную критику Западом политики президента России в отношении независимых СМИ, ужесточения власти и контроля над региональными структурами и электронными информационными источниками, а также “несправедливое” дело главы “Юкоса”.
Но, если не подпадать под очарование Кондолизы и прочих флагманов Америки, нужно констатировать, что… согласие это шаткое и поверхностное. И последние события могут внести коррективы в развитие потеплевших отношений между двумя государствами.
Речь, прежде всего, об аресте на днях бывшего министра атомной энергетики РФ Евгения Адамова в Швейцарии. Задержание произошло согласно международному запросу со стороны… США. Учитывая, что Адамова повязали накануне визита президента Америки в Москву, правомерно предположить, что это не случайный эпизод.
По мнению некоторых российских высокопоставленных лиц и экспертов, дело имеет политический подтекст и может быть рассмотрено как провокация. Тем более что для Адамова фактически нет “закрытых” тем в российском ядерном секторе. Задержанного могут экстрадировать в США, и если Америке удастся получить от него сведения, в частности о возможных нарушениях, допущенных российской стороной при ядерном сотрудничестве с Ираном, то претензий у Вашингтона к Москве значительно прибавится.
В результате Кремль в очередной раз предстанет в неприглядном свете, особенно если Запад к общей картине добавит нежелание России допускать на свои ядерные объекты международные комиссии. Это может стать разменной картой в переговорных процессах между главами двух стран.
Как демонстрируют события вокруг задержания Адамова и поведение администрации Буша, Вашингтон не намерен в ближайшем будущем кардинально пересматривать отношения с Россией, несмотря на все заверения в нерушимой дружбе. Белый дом по-прежнему устроила бы устойчивая и даже почти интимная связь, но без излишних чувств и привязанности.
Ложкой дегтя в канун празднования 60-летия победы над фашизмом стало также письмо Джорджа Буша президенту Латвии Вайре Вике-Фрейберге, в котором он признает факт советской оккупации балтийских государств. Воздерживаясь от прямых обвинений в отношении России, глава США отметил в послании, что "в Западной Европе конец Второй мировой войны означал освобождение; в Центральной и Восточной Европе война ознаменовалась пятидесятилетней советской оккупацией и аннексией Эстонии, Латвии и Литвы, а также насаждением коммунизма".
Ну, насчет оккупации, господин американский президент, это вы все-таки зря. Мы же можем и обидеться. И что тогда – снова холодная война? Или еще чего хуже?
К счастью, наш президент - парень не обидчивый. Так что, будем надеяться, после визита заокеанского коллеги нас не ожидают неприятные сюрпризы. Мы тоже можем похлопывать по спине и при этом держать дистанцию.
А теперь из области фантастики. Представьте себе такую ситуацию. Разговаривая с другом, вы говорите: «Да я завтра полечу на Америку» - так же, как раньше говорили «поеду на Украину», подразумевая, что указанная область - часть нашей страны. Не верится? А почему бы и нет! Вот Украина от нас отделилась – а это тоже когда-то было из разряда фантастики.
Извините, мистер Буш, мы тут немножко шутим…
Читать эту статью на английском: The U.S. and Russia: Vladimir and George, the boys look at each other's eyes!