Как мы уже рассказывали, туристическая компания "В мире фантазий" совместно с Yoki. ru готовит экспедицию к самому загадочному месту на озере Байкал мысу Рытому. В группу наравне с другими участниками войдет знаменитый бурятский шаман Валентин Хагдаев. Он должен будет помочь исследователям проникнуть в самое сердце таинственной зоны, где, возможно, еще остались следы древней цивилизации.
Недавно Валентин был проездом в Москве, мы воспользовались случаем и договорились о встрече. Удивительно непривычно было беседовать с обычным на вид человеком, в окружении высоток Олимпийской деревни. Вот только о вещах он говорил необыкновенных, а в голосе его звучала сила. И вот, что он нам рассказал.
— Валентин, вы известный человек и в представлениях вряд ли нуждаетесь, но все-таки расскажите немного о себе.
— Я вырос согласно своей традиции в родовом кочевье, где люди жили патриархальным укладом XIX века. Цивилизация в тот момент нас не особенно затронула. До школы меня воспитывали дедушки с бабушками. Затем я прошел все стадии советской школы, был и октябренком, и пионером. Служил в армии. Отец мой был коммунистом, а вот дед шаманом. Еще интересная деталь, я родился с раздвоенным пальцем на руке и шаман мне сказал, что это небесная отметина.
— Шаманы действительно преимущественно особые люди, они должен побывать на грани жизни и смерти или испытать так называемую "шаманскую болезнь"…
— Со мной произошел такой случай. Я упал с крыши дома и потерял сознание. Меня отвезли в больницу, где я лежал на операционном столе и видел, как медсестра держит мою руку, считает пульс, то есть смотрел на себя со стороны. И тут пронеслась мысль: "я умер что ли…".
Я словно мыльный пузырь, поднимался все выше. Меня поразило многообразие красок, их там немыслимое количество. И еще слышал все звуки мира в одной гамме. Потом я попал в некую среду, о которую разбился, словно о мох, она начала меня жевать, очищать. Мне стали задавать тысячи вопросов. Скрывать что-либо бесполезно, потому что совесть и сознание за тебя говорят. Там все единое целое: настоящее, будущее и прошлое, а пространство относительно.
Видимо, я должен был вернуться. Ощутил белый свет, хотел в него войти. Я чувствовал, что там океан знаний, но не получилось, меня, словно вытолкнули, и я вошел обратно в тело, через одну волосинку. И сразу почувствовал, что я вернулся обратно в мир страданий. Будда прав был, сразу давит боль, тоска, а там так блаженно было и легко, что и словами не предать.
— Кто вас обучил искусству шамана?
— У меня было много наставников, включая моего деда. В тридцать лет надо мной совершили обряд, передали необходимые инструменты. Так я стал шаманом.
— Что испытывает шаман, когда он общается с духами?
— Мурашки по спине бегут.
— Сейчас в городах появилось много людей, утверждающих, что они настоящие шаманы. Они демонстрируют всевозможные дипломs и зарабатывают деньги, проводя различные ритуалы над людьми. Как к этому относиться? Может ли шаманом стать обычный человек, у которого не было в роду шаманов?
— Я к ним нормально отношусь. В 2002 году они объявили Вселенский сбор шаманов, а провести его решили на нашей земле. И вот собрались около 300 новых русских шаманов. Может быть, они и обладают силой, но для них шаманизм — это скорее хобби, а для нас — это жизнь и вера. Не думаю, что в том, что они этим увлекаются, есть что-то плохое, главное, чтобы не выдавали себя за традиционных.
Я себя считаю ортодоксальным шаманом, хранителем пути старых традиций, как завещали наши предки. Шаман — это не профессия, а долг. Дело в том, что каждый шаман имеет, основную работу. Он может быть учителем в школе, водителем, пастухом, но при этом оставаться шаманом.
Шаман — человек исполняющий обряды, предсказывающий будущее. Когда у русского народа была своя религия, рожденная среди буйных лесов, у него тоже были такие люди — волхвы. Пушкин написал про них: "Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен, правдив и свободен их вещий язык…" Волхвы-шаманы, они не у власти. Они говорят правду в глаза, такую, какая она есть. Помните, как сказал волхв князю Олегу: "И примешь ты смерть от коня своего"?
Кроме того, мы исполняем обряды только когда нас об этом просят и не навязываем себя, это неэтично. Каждый человек должен вырабатывать собственное суждение из суммы прочитанного, увиденного и услышанного.
— Расскажите, пожалуйста, что нас ждет на мысе Рытый?
— Он считается проклятым местом. Как-то пошли на этот хребет два охотника, добыли много белок, соболя, но когда вернулись через год, оба умерли. В старые времена, когда люди перегоняли через это таинственное место скот, бывало, что овцы и коровы уходили в ущелье и выходили обратно невредимыми, а вот люди не возвращались.
Согласно легендам — это жилище одного из великих духов Ухэр. По преданию — он отец семи верхних северобайкальских ветров, а также отец Хара-Ажирая создателя дружины Черных всадников. Вместе со своим другом Харамцай-мэргэна они стали хозяевами реки Лены после своей гибели.
Существует много преданий, которые говорят о том, что чуть ли не отсюда началось зарождение бурятского народа. Здесь происходил знаменитый поединок между сильнейшими шаманами. Битва состоялась на плато, лишенной всякой растительности. Как было сказано тогда: "Нам нужно просторное, широкое место. Нам нужны твердые скалы".
Экспедиция Сергея Николаевича Волкова нашла здесь каменную насыпь искусственного происхождения. Она следует по длине всего склона. Экспедиция дошла до середины ущелья, но тут появились какие-то странные большие пчелы и атаковали участников, так, что ученые вынуждены были повернуть обратно. Исследователи-предшественники уверяли, что также видели здесь каменные плиты искусственного происхождения.
— Скажите, а мегалитические памятники далеко от берега?
— Они в глубине ущелья, но, на мой взгляд, ничего особенного из себя не представляют. Там очень мало растительности, трава местами жухлая. А вот наверху по склону есть образование, похожее на рукотворное, словно его сложили из камней могучие богатыри.
— Как вы считаете, недавняя катастрофа вертолета Ми-2 над озером Байкал, связана с загадкой этого места?
— Есть версия, что вертолет облетал территорию, но когда достиг "запретной" точки, поднялся вверх свечой и потом рухнул вниз, словно наткнулся на невидимою стену.
— Когда была предпринята последняя экспедиция?
— Это была экспедиция Волкова, о которой я уже говорил. До него серьезные исследования проводили геологи и зарегистрировали там повышенный радиационный фон. Возможно поэтому, те люди, которые глубоко заходят в зону, потом заболевают и умирают.
— А шаманы не болеют?
— Шаманы молились и входили туда в особом состоянии. Правда, с тех пор как мыс Рытый стал частью Забайкальского заповедника туда просто так никого не пускают, уже примерно лет десять.
— Все-таки, почему женщинам нельзя входить в ущелье?
— Просто женщин берегут, они продолжательницы рода, а риск большой. Раньше мы совершали обряд жертвоприношения. После этого до определенной границы еще можно было идти, а потом уже дальше шел шаман и, пробыв некоторое в зоне время, приносил жертву духам и возвращался обратно. Я тоже там был, мы молились, но глубоко в ущелье не заходил.
Обряд совершается следующим образом. Нужно развести огонь, разложить котлы и зарезать барана. Мясо нужно сварить и съесть всем тем, кто идет в ущелье. Кости барана важно сложить определенным образом, головой по направлению в ущелье. Потом кости сжигаются. Затем нужно помолиться, упомянуть всех сыновей духа ветра, чтобы они приняли подношения и были благосклонны к путникам с чистыми побуждениями и мыслями. Последнее очень важно, потому что дух видит наши мысли. Хорошо бы найти еще местного шамана и помолиться с ним вместе.
Ведь это очень почитаемый дух и лучше лишний раз его не тревожить. Однако я обращаюсь к вам, стоит ли лишний раз испытывать судьбу? Конечно, мы можем ступить на землю мыса Рытого, обязательно приклонив колено, пройтись, отснять несколько кадров, но углублять в ущелье все-таки не стоит.
— Как вам представляются шаманы будущего?
— Как известно в 30-е годы прошлого века шаманов планомерно уничтожили. Но традиции, обычаи все-таки сохранились и жили в народе. Когда наступила свобода совести, люди стали возрождать былую культуру, былую веру по отношению к духам гор, долин. Мы — кочевой народ и главное для нас — поголовье нашего стада. А для этого необходимы пастбища с сочной травой, дождь, которые их оросит. Даже в советские времена наш народ продолжал молиться и свершать подношения духам. Мы скотоводы-кочевники. Целыми днями смотрели на природу, и труд наш почти не изменился с тех пор. Чем он был тысячу лет назад, тем и остался. Труд пастуха роботом и компьютером не заменишь. Это все та же отара, все-тот же конь, под седоком… Также и шаманы, которые из века в век несут в себе исконную традицию…
Читайте также: Рязанский Стоунхендж. Древние обсерватории: клоны или близнецы-братья.
Паломничество в велосипедном седле. Проект "Храмы Руси". Репортаж.