Согласно Основному закону Палестинской автономии, ислам является «официальной религией в Палестине», а Христианство (его придерживается около 2% населения) и другие монотеистические религии должны соответствующим образом почитаться и уважаться. Однако сейчас там происходит неуклонное сокращение количества последователей Иисуса. Некогда христианские города, такие, как Вифлеем, превращаются в мусульманские из-за массового исхода из них наших единоверцев.
Вифлеем расположен на возвышенности, поэтому из центра открывается потрясающий библейский вид: поросшие виноградниками холмы, оливковые деревья, и маленькие домики-игрушки окружающих деревень. Для любого христианина название города навсегда связано с рождением Спасителя. Здесь же произошло избиение двух тысяч младенцев царем Иродом, пытавшимся таким образом избавиться от «конкурента» за иудейский трон. Таковым, по мнению тирана, был младенец Иисус.
В наше время это типичный город-гетто в Палестинской автономии с 8 тысячами жителей: еще несколько лет назад преимущественно христиан, а сейчас – мусульман. Если до подписания в 1993 году Норвежских соглашений, предусматривающих передачу Вифлеема под контроль Палестинской автономии, арабы-христиане (в основном православные) составляли 60% жителей Вифлеема и были самой образованной, зажиточной его частью, то сегодня их там менее трети. В целом, по данным Управления статистики Израиля, в Газе и на Западном берегу Иордана число христиан уменьшилось за последние пол века с 22 % от общего населения палестинцев до 2 % и продолжает таять.
Основная причина отъезда последователей Иисуса заключается, прежде всего, в невыносимых условиях, вызванных непрекращающимся арабо-израильским конфликтом.
Противостояние отразилось даже на главной достопримечательности города - построенной на месте рождения Спасителя древней церкви Рождества. Четыре года назад мир облетела сенсационная весть: базилика захвачена палестинскими боевиками, а израильтяне «утюжат» ее с крыши захваченной ими русской паломнической гостиницы. Этот случай стал известен, поскольку не шел ни в какие ворота. Действительно, подобное не случалось в Святой Земле уже полторы тысячи лет - со времен разрушительного нашествия персов, методично уничтожавших здесь все, связанное с Христианством. Но более «мелкие» проблемы местных христиан, составляющие их повседневную тяжелую жизнь в Палестинской автономии, как правило, остаются за скобками общественного внимания.
Между тем, только в 2004 году, в результате столкновений между палестинскими боевиками и солдатами израильской армии, около 50 семей христианских арабов из деревни Бейт-Джала, расположенной между Вифлеемом и Иерусалимом, вынуждены были бежать, бросив все.
Даже в периоды «худны» (арабо-израильского перемирия), один из которых Палестина в очередной раз переживает сейчас, жизнь здешних христиан от этого легче не становится. Не так давно два учреждения ООН – Организация по координации благотворительных программ и Офис специального координатора по мирному урегулированию на Ближнем Востоке опубликовали доклад «Цена конфликта: меняющееся лицо Вифлеема». В докладе приводится статистика перемен Вифлеема за последние годы. За последние пять лет из города эмигрировала 2 071 христианская семья, то есть больше 9 % местной христианской общины. Авторы документа обвинили армию обороны Израиля в изоляции города от внешнего мира, а исламистов в том, что они последовательно проводят политику выживания «неверных», запугивая их, заставляя продавать свое жилье и эмигрировать, либо переходить в ислам. Одним из инструментов выживания христиан стала организованная преступность.
Вифлеем, как известно, - крупный центр туристического бизнеса, где ежегодно тысячи паломников стремятся не только поклониться его святыням, но и опустошить свои кошельки. В его узких переулках, далеко от мест паломничества и площадей, там, где располагается рынок, можно в полной мере ощутить истинный колорит Востока. Издавна город славился своими мастерами-резчиками по дереву, которые превращали оливковые доски в произведения искусства. Ими изготавливались шедевры, украшавшиеся перламутром и драгоценностями. На память о Вифлееме автор статьи, например, увез восхитительную перламутровую раковину, с тонко выточенной сценой Рождества Христова. А впервые такие уникальные вещи были представлены на Международной Ярмарке в Нью-Йорке в 1852. После этого в самом городе началось поточное производство сувениров. За время существования этой индустрии, технология изготовления подобной продукции достигла совершенства. Сейчас многочисленные ремесленные цеха в Вифлееме предлагают туристам огромный выбор сувениров и драгоценностей из Святой Земли.
Продажа сувениров паломникам в Вифлееме - как и в других отрезанных колючей проволокой и израильскими блокпостами от внешнего мира городах Палестинской автономии - основной вид заработка здешних христианских семей. Но вся выручка нередко подчистую выгребается рэкетирами, которые то ли из-за попустительства, то ли по причине неспособности палестинских властей взять ситуацию под контроль, терроризируют христианские кварталы города. Исламисты используют мужчин из близлежащего бедуинского племени Таамра, чтобы «трясти» христианских предпринимателей. Добыча частью идет на финансирование борьбы с «сионистскими оккупантами», частью делится бандитами между собой. С точки зрения грабителей это справедливый налог – «джизья», который «предатели», то есть арабы, перешедшие в христианство должны платить «воинам ислама».
Документ, захваченный израильскими военными в ходе операции «Защитная стена» доказывает, что экстремисты из «Танзим» — те самые, что в 2002 году вломились в храм Рождества — обращались к чиновникам муниципалитета Вифлеема с требованиями денежной помощи для проведения своей «освободительной борьбы». Когда известный палестинский террорист Атеф Абаят погиб при взрыве машины, на его пальцах были обнаружены золотые кольца, украденные у христианского бизнесмена Джорджа Ниссана. Здесь это вполне обычное дело — вымогать деньги у предпринимателей, владельцев сувенирных магазинов, офисов по торговле недвижимостью и автозаправочных станций в Вифлееме. Также христиан заставляют выдавать девушек замуж за арабов-мусульман, и те становятся, естественно, мусульманками, и защиты ни у кого найти не могут.
Коррумпированная палестинская администрация, нередко сама принимает участие в гонениях на христиан в Вифлееме, которые осмеливаются дать отпор. Вот что рассказали корреспонденту WorldNetDaily члены христианской семьи, владевшей земельным участком в Вифлееме, на котором они построили торговый центр. Когда мусульманская семья завладела зданием и начала использовать его без их разрешения, христиане обратились с жалобой к властям. После бурного и продолжительного слушания дела в суде жалоба христиан была признана законной. Но приговор суда не был приведен в исполнение, а позднее появился новый приговор, подписанный тем же судьей, отменивший предыдущий документ и узаконивший требования мусульман о собственности на землю.
Мало что улучшило в положении христиан и подписание перемирия между палестинцами и израильтянами в декабре 2004 года, одним из этапов которого стал вывод минувшим летом еврейских поселений из сектора Газа и с части территории Западного берега реки Иордан. Напротив, побывав на палестинских территориях трудно отделаться от ощущения, что с выводом оттуда израильских войск, они медленно, но верно стали погружаться в хаос. В сентябре 2005 года мировые СМИ обошла весть: как минимум 14 домов христиан – православных и католиков были сожжены фанатичными мусульманами в деревне Тайба на территории Палестинской автономии. Ни израильские, ни палестинские силовые структуры не остановили погромщиков. И это неудивительно, ведь с вооруженные до зубов боевики «ХАМАС» или «Исламского джихада» слабая в военном отношении администрация Махмуда Аббаса связываться попросту боится.
Между тем, согласно достигнутой год назад в Шарм-эль-Шейхе договоренности, под контроль палестинских «сил безопасности» должны перейти не только четыре города с преимущественно мусульманским населением в секторе Газа и на Западном берегу Иордана (Иерихон, Тулькарм, Калькилия, Рамалла), но и родина Иисуса – Вифлеем с большим христианским анклавом.
Очень мало надежды на то, что палестинская полиция, которую израильтяне опасаются вооружить по соображениям собственной безопасности, сможет остановить волну исламизма, которая в начале XXI века накрыла Палестину вслед за всем остальным арабским миром. Наличие подавляющего большинства мусульман среди населения автономии определило появление политических движений исламской политической направленности, особенно с рубежа 80-90-х годов минувшего столетия, когда материальная поддержка секулярной Организации освобождения Палестины (ООП) со стороны СССР и других коммунистических государств стала истончаться. Со стороны же набитых нефтедолларами стран с исламскими фундаменталистскими режимами – Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, она, наоборот, непрестанно увеличивается. В итоге наиболее влиятельные силы в автономии сегодня – это организации «ХАМАС» и «Исламский Джихад», признающие только Коран и «калашников» в качестве инструментов «диалога» с Израилем и «неверными» - христианами. Значит, отток христиан будет продолжаться. И если не принять экстренных мер по защите наших единоверцев, то Святая Земля очень скоро превратится в «каменный музей» Христианства.
Вифлеем – Москва
Материал предоставлен порталом Седмица.ру
Читайте также:
Призраки замка Крак де Шевалье
Восток готовится встретить Христа?
Паломничество в велосипедном седле. Проект «Храмы Руси». Репортаж
Читать эту статью на английском: House of Bread, or city-ghetto?