Иногда кажется, что сама память о народе, создавшем пять тысяч лет назад на берегах Нила блистательную цивилизацию, развеяна ветром по пустыне. Мы почти ничего не узнаем о коптах из учебников истории, редко услышим о них в сводках новостей. Сохранился среди бесчисленных нашествий завоевателей этот народ благодаря твердому следованию своей христианской вере, которую в Египет принес сам Марк Евангелист.
Продавец церковной лавки в хургадском даун-тауне - худощавый копт лет двадцати, не по годам серьезен. Такой посаженный на птичью шею бритый череп я уже неоднократно видел на фресках Луксора. Стопроцентный египтянин! А для торговца он не слишком-то предприимчив… Похоже, погрузился в думы о былом величии своего древнего народа. Из оцепенения юноша вышел только тогда, когда я положил перед ним замысловато сплетенный кожаный крест и несколько икон. Отсчитав мелочь, торговец вновь окаменел словно статуя.
Название «копт» происходит от греческого «айгюптос» и означает просто «египтянин». После того, как Египет покорили мусульмане, копты оказались изолированы от остального христианского мира. Этому же способствовал церковный раскол. В 451 году произошло разделение Церквей – значительная часть египтян не приняла Халкидонского собора.
Тем не менее, копты смогли не только выжить в мусульманской среде, но и сохранили свою культуру и веру. Хотя, что и говорить, за многие века этому, оказавшемуся чужим на собственной родине народу пришлось вынести немало. Притом, что «потомки фараонов» образуют крупнейшую на Ближнем Востоке христианскую общину, численностью не менее 6-7 миллионов человек, в руководстве страны их практически нет. Исламские экстремисты периодически совершают нападения на коптские церкви и монастыри, убивая монахов и прихожан. Об этом не пишут центральные газеты, молчит телевидение.
Правительство Хосни Мубарака всячески подчеркивает, что не делает различия между христианами и мусульманами – для властей «все египтяне равны, все – граждане одного государства». Поэтому, когда в Египте состоялся международный культурный фестиваль, приуроченный к 2000-летию Христианства, министр туризма Мамдух эль Бельтаги с пафосом заявил, что это мероприятие стало «торжеством духовного единения народов, религий и культур». Организаторы фестиваля особо подчеркивали, что многочисленные исторические места, так или иначе связанные с пребыванием в Египте Святого семейства, объединены в единый туристический маршрут.
В рамках реализации государственной программы были отреставрированы многочисленные исторические архитектурные памятники, расположенные на всем пути долгих странствий Святого семейства по Египту.Среди них: постоялый двор в Альфарме; церковь Святой Марии и грот Святого семейства в церкви Абу Серга в старом Каире; дерево и колодец святой Марии в Матарии; а также церковь святой Марии в Маади, откуда Святое семейство начало свой путь в земли Верхнего Египта. И это неудивительно, ведь туристы-иностранцы – устойчивая статья дохода, приносящая в казну твердую валюту.
Старинные коптские храмы и монастыри бережно охраняются властями, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Так, на реставрацию одного только монастыря святого Антония было выделено почти 4 миллиона долларов. С тех пор уникальные христианские реликвии Египта находятся под постоянным покровительством правительства. В прошлом году, впервые в истории Египта, праздник Рождества Христова, отмечаемый коптами, был объявлен государственным выходным – событие небывалое за тысячу лет мусульманского правления в этой стране. Но есть у этой медали и другая сторона.
Независимые коптские средства информации нередко обвиняют каирские власти в «государственном терроризме» по отношению к этому национальному меньшинству.
5 января прошлого года пятьсот солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра, одного из них даже забили насмерть, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Все это время против него не прекращались провокации, сопровождающиеся, как видно из этого драматического случая, даже убийствами сотрудников.
Не так давно уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех 2 января 2000 года. В результате погрома тогда погиб 21 человек. Сначала суд признал виновным только одного обвиняемого, убившего христианина, трое человек были обвинены в менее серьезных преступлениях. Другие 96 обвиняемых были оправданы тогда же, однако, приговор опротестовал генеральный прокурор Египта, и Верховный суд страны направил дело на пересмотр. Решение суда вызвало негодование местной коптской общины.
Существуют также строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти, под предлогом борьбы с «самостроем», сносят и легально действующие храмы, хотя Коран категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан.
Дискриминация по отношению к коптам чувствуется и при найме на работу. Христиане не могут быть мэрами даже в городах, где они составляют большинство населения. Они никогда не бывают губернаторами, начальниками полиции и даже директорами школ.
Следует отметить, что в то время, как египетская конституция гарантирует свободу человека и официально в этой стране нет законов, карающих за отступничество (как, например, в Саудовской Аравии), на мусульман, ставших христианами, обрушиваются жесточайшие репрессии. Это заставляет людей прятаться и подделывать документы, некоторые бегут в другие города или делают попытки покинуть страну. Если они попадаются, их оскорбляют и пытают.
Так, по сообщению Ассоциации американских коптов, в декабре прошлого года полиция Египта арестовала супружескую пару, находившуюся в розыске по причине обращения из ислама в христианство, а также задержала еще 20 человек из числа новообращенных. После ареста супругов перевезли в Каир; детям разрешили остаться с друзьями. Адвокаты супругов сообщили, что и мужа, и жену в полицейском управлении на улице Аль-Мускив Каире били и всячески истязали.
Были также применены пытки по отношению к чиновникам, которые помогли паре оформить новые удостоверения личности с христианскими именами. Чиновников заставили назвать имена100 новообращенных, которые также получили удостоверения личности. В результате в Александрии были произведены аресты еще двадцати человек, остальные находятся в розыске.
В прошлом году в знак протеста, против притеснений его паствы, коптский Патриарх Шенуда III на две недели удалился в монастырь в Вади-Натрун - пустынный оазис между Каиром и Александрией. Патриарх Шенуда III пльзуется у коптов особым почитанием. К примеру, о том, что владелец продуктовой лавки, аптеки или небольшого магазинчика бытовой техники копт, говорят непременно вывешенные на стенах иконы, плетеные кресты и – обязательно – фотографии Папы Шенуды III.
Коптский Патриарх Престола Святого Марка и Папа Александрийский Шенуда III, по мнению коптов, – личность едва ли не всемирного значения. Действительно, выдающийся богослов и проповедник, он уже больше тридцати лет является духовным лидером коптской нации и пользуется непререкаемым авторитетом. Обилие портретов одного и того же человека, как в России во времена Брежнева, невольно вызывает предположения о культе личности. Упомянув в разговоре с коптом имя «Шенуда», вы непременно увидите, как лицо собеседника расплывается в улыбке, возможно он даже достанет из кармана блокнот с фотоснимком любимого вождя.
Лидер египетских коптов носит титул авва (папа), которого во времена первых христиан удостаивались только святые и отцы - пустынники. Привратник монастыря Антония Великого, показав мне каменную табличку в честь проживания в обители Патриарха Шенуды, уверенно сказал мне, что после смерти, выдающегося Патриарха тоже объявят святым. Витает над духовным вождем коптов и ореол мученичества. Копты не любят об этом говорить вслух, но каждый из них знает о том, что за свои убеждения Шенуда III даже пострадал от властей, отсидев несколько лет под домашним арестом.
Среди многочисленных христианских храмов Каира есть не только коптские, но и греческие православные, римско-католические, католические коптского обряда, католические греко-православного обряда, лютеранские церкви, небольшая армянская церковь. В основном это сооружения современной архитектуры. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской Церкви произошел раскол. Копты образовали собственную Церковь, в Александрии же возник второй – греческий Патриархат.
Внешним проявлением раскола явился спор о природе Иисуса Христа. В действительности же, монофизитство – такое название закрепилось за коптской верой– служило лишь ширмой для борьбы египтян за свою независимость. В своей массе население Египта воспринимало власть Византии как ненавистное иго. Назначаемые Константинополем патриархи сидели в Александрии под защитой солдат. Являясь предводителями маленьких групп «мелкитов», то есть – греческого меньшинства, в огромном коптском море они нередко опирались только на военную силу.
Халкидонский собор 451 года окончательно размежевал египетскую и византийскую Церкви. Всем «еретикам», в сущности, подавляющему большинству египтян, было запрещено занимать государственные и военные должности, быть адвокатами и преподавателями, дабы «не вводить души в заблуждение». Наиболее последовательные монофизиты истреблялись физически, обрекались на нищету, бежали в пустыню и скрывались в монастырях. Конфликту с Византией пришел конец лишь тогда, когда северные границы Египта пересекли арабские всадники с развевавшимися на копьях зелеными вымпелами их новой религии - ислама. Силы арабов, направившихся прямо к Вавилону (египетскому , ныне – пригород Каира), насчитывали не более 3500 всадников, тогда как только в районе Вавилона находилось больше 20 тысяч римских солдат. Однако, в конце концов, арабы окружили вавилонский форт, который в 641 году благополучно капитулировал.
Времена меняются. Более чем тысячелетнее существование в условиях исламского владычества, сблизило две некогда враждовавшие церкви Египта настолько, что несколько лет назад Александрийская Патриархия и копты – монофизиты даже подписали соглашение о взаимном признании таинства брака. То есть, например, если прихожанин церкви, находящейся под юрисдикцией Александрийского православного Патриархата, женится на прихожанке коптской церкви, то теперь независимо от того, в каком из храмов будет совершаться таинство бракосочетания, та и другая Церковь признают брак истинным. Более того, как сказал автору статьи блаженной памяти Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII, он и глава коптов Шенуда III – давние друзья. «Мы, – отметил Патриарх, – мирно сосуществуем, помогаем друг другу и, тот факт, что проживаем в мусульманском регионе, объединяет нас».
Хургада – Каир – Москва
Материал предоставлен порталом Седмица.ру
Читайте также:
Восток готовится встретить Христа?
Паломничество в велосипедном седле. Проект «Храмы Руси». Репортаж
Праздник Преображения Господня на Валааме
Читать эту статью на английском: Copts - Christians of Egypt