Социум

В чужой монастырь со своим уставом не ходят

Александр Лукашенко заявил три года назад, что наводнит Европу нелегальными иммигрантами, если он не будет приглашен на саммит НАТО в Прагу. Нужно отдать должное белорусскому президенту: он знает, как нужно вести диалог с Западом и чего Запад опасается.

Сегодня европейцы склонны рассматривать проблемы незаконной миграции в числе первоочередных общеевропейских вопросов. В частности, Великобритания намерена поставить насущный вопрос ребром. И у правительства Тони Блэра появляется для этого прекрасная возможность – Великобритания будет председательствовать в Совете Европы предстоящие полгода. Принимая во внимание серию недавних терактов в Лондоне, в туманном Альбионе всерьез, насколько это вообще возможно, займутся внешними мигрантами – слишком продолжительное время Великобритания оставалась “открытой”. Вместе с тем, проблема будет решаться в духе демократии и неизменно в соответствии с нормами “цивилизованного общества”, что накладывает свои ограничения.

Россия, безусловно, прислушается к тому, о чем в ближайшее время будет говорить Запад. Хотя бы уже потому, что в деле иммиграции мы “перенимаем опыт” (именно так это называется на языке политиков) капиталистических стран. В России издавна ведется острая полемика между обществом, государством и правозащитниками вокруг проблем иммиграции в любой форме, и основной вопрос, который всегда напрашивается в этой связи – кто кого не понимает? Или не слышит?

Дело в том, что народное недовольство служит толчком к действию и оно время от времени находит выход: ”Их слишком много здесь, в Москве”. Сами гости сетуют на притеснения со стороны должностных лиц разного уровня и простых обывателей. Власти (в лице Федеральной миграционной службы), с одной стороны, говорят о явных победах, с другой (в лице рабочей группы по проблемам миграции правительства Москвы), разводят руками. Так, в ФМС уверены, что все под контролем. Однако, по словам руководителя правительственной группы, “город фактически отстранен от решения проблем миграции”. Более того, в стране нет как такового закона о миграции. Существует лишь закон о правовом положении иностранных граждан, о беженцах, вынужденных переселенцах. Таким образом, парадокс заключается в том, что в России в принципе не может быть “нелегалов” – все остающиеся сомнения на этот счет развеет миграционная карта и регистрация, которые до сих пор можно оформить прямо на железнодорожном вокзале.

Когда в товарищах согласье есть…

По данным ВЦИОМ – опрос проводился в апреле этого года – свыше 63% россиян считают, что иммиграция повышает уровень преступности и коррупции.

По большому счету так думают и на Западе, где устанавливаются определенные квоты для иммигрантов. В России, где особенно в последнее время сильно стремление к мировым стандартам, также действует система квот и ограничений. В действительности же схемы, которые были обкатаны за рубежом, не действуют в нашей стране.

И если в Европе хотя бы с юридической стороны, т.е. в идеале все в порядке и законы работают, то в реальной жизни ряд правительств находятся у перепутья, не зная, что предпринять, чтобы справиться с наплывом иммигрантов. Глобальная проблема при этом заключается в том, что рано или поздно наступает период перенасыщения неквалифицированной рабочей силой. Она, конечно, нужна, но в разумных пределах. Решения европейских правительств при этом не идут вразрез с мнением широких пластов плебса, который начинает уставать от приезжих гастарбайтеров, о которых приходится беспокоиться. Согласно опросу, проведенному в марте этого года, свыше 60 % жителей, проживающих в т.н. “старой Европе”, респонденты 15 государств - до очередного расширения Евросоюза - высказались за то, что с миграцией нужно что-то делать и по возможности поставить ее в жесткие рамки.

Между тем правительство Франции решило не ждать манны небесной - в стране, по официальным оценкам, от 200 до 400 тысяч “нелегалов”, около 70% которых пребывают из северной и восточной Африки. Чтобы в ближайшее время цвет французской нации окончательно не стал сплошным “черным”, Париж предпринимает отчаянные попытки бороться с незаконной миграцией – первые плоды можно ожидать уже в следующем году, когда специальная межведомственная комиссия по вопросам миграции скажет свое слово.

Италия, в свою очередь, в настоящий момент старается договориться с Ливией, своей бывшей колонией, и решить, наконец, проблему нашествия ливанских мигрантов. При этом министр внутренних дел страны затронул другой немаловажный аспект, отметив, что терроризм напрямую связан с незаконной иммиграцией. Следовательно, с ней необходимо бороться уже по этой простой причине.

Впрочем, это прекрасно понимают главы других государств. Терроризм отрезвляет. С другой стороны, у радикальных организаций сейчас такие широкие возможности, что однозначно говорить о чем-то не приходится. Это еще раз доказали недавние взрывы в Лондоне, за которыми стояли сами граждане Великобритании. Просто радикальный ислам им оказался дороже, а глобализм сыграл на руку.

Между тем в начале этого месяца крупнейшие страны Европейского Союза – Великобритания, Германия, Франция и Испания – в очередной раз говорили о взаимодействии в решении существующей проблемы: депортировать нежелательных элементов теперь будут отовсюду и сразу. Здесь следует отметить, что еще в конце прошлого года лидеры ЕС одобрили пятилетний план сотрудничества. В связи с этой инициативой ЕС окрестили “Крепостной Европой” – с ограниченным количеством выдаваемых виз и ужесточением пропускного режима на границе свободной Шенгенской зоны. ЕС стремится оградиться от остального мира, который может представлять опасность.

В погоне за длинным рублем

Что касается Москвы, то достаточно вспомнить примечательный московский ресторан “Помидор”, располагавшийся на “Аэропорте”- там некогда собирались азербайджанцы и армяне. Было шумно и весело. Культовое место. Даже обидно, что его больше не стало. С другой стороны, появилась масса других питейных заведений, раскинулись рынки, большим спросом начали пользоваться нарды – там все проще, чем в шахматах, шаурма – новый фаст-фуд.

Южные гости столицы уже давно научились приспосабливаться к российским реалиям, и ассимиляция, как привило, обходится малой кровью. Прошли времена, когда в число обязательных развлечений приезжающих входило посещение Мавзолея. Сегодня это рынок – естественная среда и монополия “южных” гастарбайтеров. Они, теперь это можно сказать точно, совершено беспрепятственно едут в Москву – заработать, и как можно больше. При этом почему-то путь из Тулы оказывается длиннее, чем, скажем, из Баку: туляка в Москве днем с огнем не сыщешь. И дело отнюдь не в принципе – Москва всегда отличалась гостеприимством и многонациональностью. Однако и в Италии министры высказывают опасения в связи с нарушением уклада жизни, вековых традиций, собственной культуры, усматривая причину в наплыве турок и курдов, для которых смыслом жизни становится лишь бизнес. Причем в примитивной уличной форме.

Если следовать западной модели поведения до конца, получается, что России необходимо договариваться с соседями из стран постсоветского пространства и, прежде всего, Центральной Азии и Закавказья – именно оттуда тянутся вереницы гастарбайтеров, иммигрантов и беженцев. Однако понятно, что этого никто не делает на уровне правительства – не тот менталитет и не та ситуация. К тому же суверенные республики входят в состав СНГ, считаются некогда братскими, и, стало быть, приходится жить так, как получается. На практике со стороны это, судя по всему, выглядит довольно странно и неуклюже.

Об этом редко говорится прямо – Запад больше привык к эвфемизмам, но молчание все еж изредка нарушается. “Мы хотим видеть в наших странах лучших студентов со всего мира, а не тех, кто никому не нужен”, - заявил на днях Николя Саркози, министр внутренних дел Франции, ратующий за привлечение квалифицированных рабочих в ЕС. Такие моменты истины нужно ценить – в них заключен основной смысл и объяснение: ЕС старается установить определенные критерии, отбраковав при этом ненужный человеческий материал, который может сгодиться где-нибудь еще.

Россия, конечно, тоже не прочь именно так поставить вопрос, однако тут уж не до чудес. По прогнозам социологов, в самом недалеком будущем на Дальнем Востоке основную часть населения приграничных районов составят китайцы, незаконно иммигрировавшие в Россию. Армян в нашей стране проживает больше, чем в Армении. 3 миллиона азербайджанцев осели в Москве. В России, как известно, долго запрягают, но быстро погоняют. И как известно, любому, даже русскому терпению однажды приходит конец и тогда наступает «беспощадный русский бунт».

Читай также: "«Как меня насиловали чеченцы»"

Обсудить на форуме >>>