Социум

Латвия не переносит русский дух

В Латвии под правительственным надзором проводится кампания по дальнейшему сокращению российских образовательных учреждений. Своеобразным переломным моментом в этой истории можно считать 2004 год, когда начался перевод школ нацменьшинств, в том числе русских, на латышский язык обучения.

Это решение привело к серьезному общественному резонансу, в основном среди русскоязычного населения страны. Т.н. штаб защиты русских школ неоднократно устраивал манифестации и акции протеста против чересчур прямолинейной политики латвийских властей.

При этом неоднократно подчеркивалось, что акции протеста направлены не против изучения латышского языка, а на защиту права учиться на родном языке.

На этой неделе в столице Латвии прошла конференция "Проблемы и перспективы реформирования школьного образования", на которой присутствовали педагоги со всей республики: из Риги, Даугавпилса, Резекне, Юрмалы, Вентспилса, Олайне, Лиепаи, Елгавы и других городов.

Участники конференции пришли к выводу, что цели образовательной реформы по переводу школ национальных меньшинств на латышский язык крайне сомнительны, а ассимиляция, или “натурализация” национальных меньшинств остается на крайне низком уровне.

По официальным данным в Латвии сегодня существует около 11% школ, которые работают по программам национальных меньшинств, т.е. где обучение проводится на государственном языке. В более чем 60% школ действует смешанный тип обучения – на двух языках, и, наконец, в 27% школ обучение проводится на родном языке учащихся.

Большинство русскоязычного населения (больше 40% от общего населения республики) по-прежнему выступает за сохранение, по крайней мере, двуязычных школ, в то время как количество русских образовательных учреждений продолжает таять.

Так, стало известно, что Департамент Рижской думы по образованию, делам молодежи и спорту намерен в прямом смысле слова пересчитать учащихся начальных классов русских школ, чтобы установить их реальное количество. Столь абсурдная проверка, которая опять же бросает тень на латышские власти, будет проводиться под предлогом обнаруженных “некрасивых историй”. Их смысл, по словам латышских чиновников, заключается в искусственном наращивании списков учащихся русских школ.

"Я не думаю, что таких приписанных детей насчитывается несколько сотен, но допускаю, что несколько десятков есть. Может оказаться, что пойманный на мошенничестве директор (русской школы) был не единственным таким мошенником", – сообщила представитель департамента по образованию Латвии Модра Янсоне.

Из последних “достижений” Риги стоит также отметить проект поправок, направленных на существенное ужесточение процедуры натурализации. Ограничения вводятся в основном для выпускников русских школ, т.е. уникальной своем роде категории населения - неграждан Латвийской республики.