Социум

Роберт Турман: профессор-тибетолог, первопроходец-психонавт и отец Умы Турман

Интересное и знаковое событие произошло в Москве 17 ноября. Вечером в большом зале Дома Кино состоялась встреча кинематографистов с Робертом Турманом, известным тибетологом, писателем, заведующим кафедрой Колумбийского университета, а также первым американцем, ставшим тибетским монахом. Журнал «Таймс» назвал его одним из 25 самых влиятельных людей Америки. Популярности профессору Турману добавляет то, что он отец знаменитой киноактрисы Умы Турман.

«Цель моей жизни — привлечь внимание западной культуры к восточной, в частности к этике ненасилия, попытаться компенсировать существующий культурный дисбаланс. И это не относится только к Тибету или только к Бурятии. На мой взгляд, это важно для будущего всей планеты», - рассказывает профессор Турман.

Он много путешествует по всему миру, читает лекции, его неисчерпаемые обаяние, чувство юмора и энтузиазм не оставляют равнодушными слушателей в многотысячных аудиториях. Вот и на это раз он прибыл с особой миссией, подготовки нового российского кинофестиваля - Фестиваля восточного кино (International Buddhist Film Festival).

В уютном и просторном зале Дома кино, где собрались представители киноиндустрии, а также люди, интересующиеся тибетским буддизмом, уважаемый профессор рассказывал о себе, Дхарме и, разумеется, своей красавице – дочери Уме, о которой вспоминал со всей отеческой нежностью и трогательной заботой.

Отвечая на достаточно каверзный вопрос, как он относится к появлению Умы, в несколько обнаженном виде на киноэкранах, профессор Турман не без юмора заметил, что он, достаточно современный папа, кроме того, сменил своей дочке немало подгузников и потому, подобные эпизоды в фильмах его не смущают.

Несмотря на манеру свободно и весело общаться, Турман оставляет впечатление человека мудрого, смелого и волевого. Он достаточно самокритичен и требователен к окружающим, открыто рассказывает о внутренней ситуации в США и нелицеприятно отзывается о политике Джорджа Буша.

И кто бы мог подумать, что в юности он был абсолютной противоположностью самому себе в зрелые годы. Он был бесшабашным юнцом, о чем увлеченно вспоминал, честно говоря, не без удовольствия.

«Я родился в 1941 году в Нью-Йорке. Я был очень глупым молодым человеком. Тем не менее, лет в 17-18 я решил, что американская культура ещё глупее меня. Я пытался понять, как устроен мир, и мне не нравилось, когда религиозные люди говорили, что нам не дано это понять, и «надо просто верить» в нечто совершенно неразумное. Также мне не нравились те европейские философы и учёные, которые тоже говорили, что ничего понять невозможно — можно лишь изучать математику, смотреть в телескопы...», - рассказывает Турман, - « и вот, каким-то образом я почувствовал, что может быть смогу найти ответы в более высокой цивилизации Индии, где, возможно, сохраняется нужное мне знание.

Я бросил университет и отправился в Индию на манер нищенствующего бродяги. Это было только начало 60-х, хиппи ещё не было, поэтому ко мне все относились очень дружелюбно — давали кров и еду. В Индии я встретил многих свами, суфиев..., и, в конце концов, добрался до тибетцев. И тут я почувствовал, что попал домой».


Тибетским буддизмом Турман серьезно увлекся после случайного знакомства с бурятским монахом геше Вангьялом, который в 1964 году представил Турмана Его Святейшеству Далай-ламе. Он описал Роберта как «безумного американца с острым умом и добрым сердцем, который неплохо говорит по-тибетски, кое-что смыслит в буддизме и хочет стать монахом …

Геше Вангьял оставил это решение на усмотрение Его Святейшества. Таким образом, Турман стал первым выходцем с запада, посвященным в тибетские буддийские монахи. В то время ему было 24, а Далай-ламе – 29.

В течение года Турман изучал буддистскую философию, тибетскую медицину, астрономию и астрологию. Однако по возвращении в Соединенные Штаты по совету своего учителя и после собственных размышлений «решил посвятить себя изучению восточных языков, чтобы иметь возможность читать буддийские тексты в подлиннике.

«Я продолжаю оставаться буддистом, но уже не в качестве монаха, чем очень доволен. Иначе я не смог бы жениться на прекрасной женщине и родить таких замечательных детей!», - говорит Турман.

Он закончил Гарвард по специальности индология и с тех пор занимается изучением и преподаванием буддистской религии. Сегодня Роберт Турман - профессор индо-тибетских и буддологических исследований в Колумбийском университете. Из-под его пера вышли популярные книги по философии буддизма и культуре Тибета. Среди них “Золотые слова Цонкапы: разум и просветление в тибетской философии”, “Тибетская книга мертвых”; “Основы тибетского буддизма” и его последняя книга “Внутренняя революция: жизнь, свобода и поиск истинного счастья”, которая стала в США настоящим бестселлером.

В 1987 году Роберт Турман вместе с актером Ричардом Гиром основал культурный центр «Тибетский Дом в Нью-Йорке», деятельность которого направлена на сохранение тибетской культуры. Духовным наставником «Тибетского дома» стал Его Святейшество Далай-лама XIV (Тэнцзин Гьятцо), а дочь Турмана, Ума, вошла в попечительский совет.

В 2004 году профессор Турман посетил Москву. Он всегда мечтал найти единомышленников в России, тем более, что его наставник геше Вангьял говорил Роберту: «Ты не будешь счастлив, если не выучишь русский язык, чтобы преподавать Дхарму в России».

Помня это наставление своего учителя, профессор Турман с восторгом принял идею создания Тибетского Дома в Москве. Как и его нью-йоркский прообраз, Тибетский Дом в Москве, по замыслу его президента Елены Врублевской, призван стать центром духовной жизни наиболее прогрессивных представителей российского общества, объединив вокруг темы Тибета известных политиков и ученых, артистов и музыкантов, а также всех, кому не безразлично будущее тибетской культуры.


Осенью 2004 года «Тибетский Дом в Москве» выступил организатором фестиваля «Тибет: традиции, искусство, философия». Тогда профессор Турман представлял репатриационную коллекцию «Тибетского Дома в Нью-Йорке» и прочитал курс лекций по буддизму и тибетской цивилизации.

Рассказывая о международном фестивале Восточного Кино, Турман заметил, что кинематограф сих пор остается лучшим способом представить людям новые идеи. Программы американских фестивалей буддистского кино включали в себя и "Семь лет в Тибете", и "Кундун" Мартина Скорсезе, и "Весна, лето, осень, зима и опять весна" Ким Ки Дука, и "Кубок" – первый фильм, снятый в Бутане, режиссер которого Кхиентсе Норбу – настоящий буддистский лама. По мнению профессора, сюда можно отнести и знаменитую “Матрицу”. Ведь фильм рассказывает о том, что реальность – это иллюзия и нужно выйти на иной, более глубинный уровень сознания.

Кстати, Роберт Турман планирует собственные кинематографические проекты. Он мечтает, чтобы его дочь Ума сыграла Анну Ахматову, одну из самых великих женщин ХХ века, как считает профессор и уже пишет сценарий. Также среди его задумок сценарий научно-фантастического фильма о психонавтах, путешественниках в глубины человеческого сознания, экранизация жизни Будды и еще масса интересного. Правда, Турман иронично замечает, что его почтенный возраст и занятость на научном поприще могут помешать осуществлению планов именно в этой жизни. Но у него точно получится, ведь Турман – это целеустремленный первопроходец и его миссия не случайна.

При подготовке использованы материалы Галереи Елены Врублевской, Тибетского Дома в Москве и «Тибетская книга мертвых» Роберта Турмана.

Читайте также:

Ученые раскрыли буддийский секрет счастья

Древняя статуя Будды, легендарные воины-гурки и вся экзотика Непала в Москве

Духовный мир буддийской культуры в центре столицы

Жалсанов Виктор-Отхон: музыка бурятских степей или как оживают забытые традиции