Дискуссия вокруг строительства нефтепровода вблизи озера Байкал продолжается. Как стало известно, 10 марта Председатель Комитета Всемирного наследия Ина Марчюлените направила Президенту РФ Владимиру Путину письмо с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию.
В письме выражается беспокойство в связи с решением государственной экспертизы одобрить сооружение нефтепровода на берегу озера. Г-жа Марчюлените убедительно просит Президента России пересмотреть данное решение с учетом статуса озера и обязательств России по сохранению объектов Всемирного наследия.
Направленная Комитетом специальная экспедиция на Байкал в октябре 2005 года, состоявшая из экспертов Центра Всемирного наследия и Международного союза охраны природы (IUCN), также настаивает на недопустимости строительства нефтепровода.
В июле 2005 г. на последней Сессии в г. Дурбан (ЮАР) Комитет предупредил: если Россия не будет соблюдать свои обязательства по исполнению Конвенции о защите культурного и природного наследия, уже на следующей Сессии Байкал может быть включен в Список Всемирного наследия в опасности.
Напомним, что первая государственная экологическая экспертиза отвергла проект строительства трубопровода. Однако после привлечения к рассмотрению этого вопроса дополнительных экспертов, среди которых не было ни одного специалиста, серьезно занимающегося проблемами Байкала, проект строительства нефтепровода был одобрен.
Как подчеркнул заместитель директора Лимнологического института СО РАН Виктор Минаев, в случае строительства нефтепровода есть вероятность попадания нефти в Байкал. Нефтепровод за один только час может пропускать 3400 тонн нефти. Получается, что за несколько минут в Байкал может попасть до 4 тысяч тонн нефти. Если такая авария произойдет, мы потеряем северную часть озера.
«Мы долго добивались того, чтобы Байкал был включен в Список участков мирового природного наследия. Россия взяла обязательства за сохранность наследия для наших потомков, важно его не потерять. Вопрос состоит в том, кто возьмет на себя экологический риск этого строительства. Экологические вопросы еще не решены, а строительство уже готовится», – заявил ученый.
Однако, по словам руководства Транснефти, компания обладает полным спектром современных технологий в области строительства трубопроводов, что сводит риск разлива нефти на побережье Байкала к нулю.
Основные аргументы Транснефти:
- углубление труб нефтепровода в землю на 2-3 метра, что позволит демпфировать толчки при землетрясениях;
- увеличение толщины стенок труб в три раза, что должно предотвратить потери нефти от коррозии и трещин;
- использование технологии "умной трубы", что позволит в реальном времени отслеживать все потенциальные нарушения стенок трубопровода;
- систематический контроль за состоянием трубопровода с вертолетов и использование мобильных групп;
- применение специального флота для оперативного сбора нефти, в случае ее попадания в Байкал.
Однако что касается последнего пункта, то его может опровергнуть любой житель Прибайкалья. Очевидно, что проектировщики Транснефти не имеют представления о гидрологии Байкала и не знают, что почти пять месяцев Байкал покрыт льдом, а еще четыре месяца подвержен штормам, во время которых в море никто не выходит.
Инженер-конструктор Станислав Сорокин, знающий практику прокладки нефтепроводов не понаслышке, делится своими размышлениями: «Прорывы трубопровода будут однозначно. Просто потому, что это крайне сложный технический объект. Причем эксплуатирующийся в очень трудных условиях. В Сибири нет и 10 километров трубопровода, чтобы за срок эксплуатации не было на нем каких-либо инцидентов, а тут еще накладываются землетрясения. Поэтому разлив - дело времени, а объем разлива - дело случая. И не всегда виноват только человеческий фактор. Хотя он вносит хороший вклад».
По оценкам иркутского научного сообщества, в случае прорыва трубопровода нефть распространится по одной трети озера в течение 20 минут, в то время как в соответствии с планами Транснефти аварию удастся локализовать в лучшем случае через два часа. Но даже несколько тонн нефти, попавших в воды Байкала, пагубно скажутся на священном озере.
Между тем, как известно, существует несколько путей прокладки трубопровода в обход озера Байкал. Наиболее экологичный из них – прокладка нефтепровода вдоль реки Лены и по Южной Якутии. Именно этот проект лоббируется руководством Якутии, однако Транснефть отказывается от него из-за высокой стоимости.
Справка:
Комитет Всемирного наследия – представляет собой межправительственный орган, созданный на основе Конвенции о защите культурного и природного наследия 1972 г. В его состав входят делегации 21 страны из числа государств, подписавших Конвенцию, состав которых меняется в процессе ротации. Россия (тогда еще СССР) подписала и ратифицировала Конвенцию в 1988 г. и была членом Комитета в 2003-2005 годы. С тех пор под защитой мирового сообщества оказалось уже 23 объекта культурного и природного наследия страны (в том числе 8 – чисто природных).
Байкал был включен в Список в 1996 г. сразу по всем 4-м действующим критериям уникальности, что подтверждает его универсальную ценность для всего человечества.
По материалам: «Новый регион», Бабр.ру, Иркутск.ру, КП.
Читать эту статью на английском: "Neftekillery": the sacred Lake Baikal in serious jeopardy