Социум

Восток готовится встретить Христа?

Нетерпеливое ожидание скорого прихода Мессии - устойчивое впечатление, которое производят на путешественника ближневосточные страны.

На горе Елеон, где ожидается второе пришествие Христа, православный отшельник-грек своими руками возводит храм. В дамасской мечети Омейядов имам каждый день стелит новый ковер перед дверью минарета Исы бен Мариам (Иисуса, сына Марии). Здесь, по мнению магометан, должна ступить нога «великого пророка», когда он спустится с неба, положив руки на крылья двух ангелов. Мусульмане верят, что Иисус идет, дабы в страшной битве победить антихриста – Даджала. После этого, согласно Корану, он утвердит торжество ислама на всей планете.

Иудеи, с нетерпением ожидают своего Мессию – Машиаха. «Барух ата Адонай Элохейну, Мелех ха-Олам!» (Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной!), - возглашает перед раскрытым молитвенником раввин с белым покрывалом на голове. Собравшиеся в помещении иерусалимской синагоги прихожане гортанно подпевают, время от времени встают со скамеек, кланяются. На улицах странные личности суют в руки глянцевые листовки: «Король Машиах (Мессия) приходит! Мы стоим на пороге Освобождения, которое должно наступить незамедлительно. Будущий, Третий храм, которого мы ждём, уже полностью отстроен на Небесах и скоро спустится на священную гору Мориа».

Машиах якобы восстановит на холме Мориа, где Авраам хотел принести в жертву своего сына, разрушенный римлянами две тысячи лет назад иерусалимский храм. Картонные модели храма по цене всего пять шекелей уже продаются в каждой сувенирной лавке в еврейском квартале города. Произойти это должно, как верят иудеи, здесь, в Иерусалиме.

Отполированная до блеска миллионами поцелуев верующих Стена плача – все, что осталось от разрушенного в 71 году н.э. иерусалимского храма. Ежедневно, днем и ночью здесь молятся люди: традиционные иудеи в вязаных кипах, хасиды, с кудрявыми пейсами на ушах и в черных широкополых шляпах, солдаты, матери с детьми. Мужчины и женщины – отдельно, через металлическую перегородку в человеческий рост. Они просят Бога даровать Израилю мир и возродить храм, которого еврейский народ лишен уже две тысячи лет. «Место присутствия Господа» выше – за сложенной из громадных известняковых блоков стеной. Однако, ведущие туда массивные ворота охраняет наряд «голубых беретов» в черных очках, с винтовками М-16 наперевес. Дальше начинается Харам аш-Шариф, священное место мусульман.

Совсем недавно, Стена Плача в Иерусалиме неожиданно «заплакала». Во время традиционной молитвы верующие заметили, что из одного камня размером 10 на 40 см начала сочиться влага. Влага эта не переставала сочиться 96 часов. Специалисты государственной компании «Вакф», отвечающей за обслуживание исторических памятников на Храмовой горе, даже получили выговор от городских властей. Последние решили, что появление капель влаги связано с небрежностью и неполадками в системе брандспойтов. После проверки выяснилось, что брандспойты, установленные на случай беспорядков по периметру площади у Стены после второй палестинской интифады – не при чем. Тогда раввин Стены - Шмуэль Рабинович – заявил журналистам, что, по его мнению, «камни Стены начали плакать из-за сложившейся на Ближнем Востоке ситуации».В древних иудейских книгах появление воды на Стене Плача означает скорый приход Машиаха. Именно как чудо, свидетельствующее, что приход Мессии близок, восприняли многие религиозные евреи Увлажнение Стены Плача.

Когда переступаешь невысокую преграду в воротах, отделяющих дамасскую мечеть Омейядов от внешнего мира, шум многолюдного базара Хамидия, мирская суета остаются снаружи вместе с обувью. Огромное сооружение, представляющее собой странный гибрид мечети и православного храма, несомненно, главная достопримечательность Дамаска. Здесь хранится голова Иоанна Крестителя, которую отсекли по приказу царя Ирода. Это место одинаково свято как для мусульман, так и для христиан. Только мусульмане почитают пророка под именем Яхья. Десять тысяч мастеров десять лет воплощали в камне распоряжение халифа Валида бен Абд-эль-Малика: «Построить мечеть, какой не было и не будет». Она должна была символизировать могущество империи Омейядов, распростершейся от Инда до Пиреннев. Нужно сказать, замысел удался.

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника размером с три футбольных поля. Только шелест длинных халатов правоверных, воркование голубей, да детский смех нарушают священный покой древней площади. Поначалу я растерялся. Никто не знает, где здесь гробница св. Иоанна Крестителя. Подсказал француз – длинноволосый парень в рваных джинсах, сидя на каменном полу,он глубокомысленно поглощал банку «Кока-колы». Присаживаюсь рядом. «Иоанн Креститель? - усмехается он, - ты бы еще спросил у них, где здесь баптистерий. Муслимы зовут его Яхья. Иди вон в те ворота под мозаикой». Кстати, насчет крещальни он, оказывается, не шутил. В восточной части бывшего храма св. Иоанна Крестителя до сих пор стоит мраморная купель с жертвенником. Правда, здесь уже 1300 лет никого не крестили.

Из двора в зал ведут 22 двери. Подхожу к центральным воротам. Фасад бывшей церкви украшает громадное мозаичное панно с изображением полноводной реки, деревьев, города. Золотая смальта играет на солнце. Изображения людей, согласно Корану – отсутствуют. Тем не менее, в эпоху средневековья благочестивая мусульманская рука замазала одно из чудес света известкой. Лишь в 1924 году, после французской оккупации Сирии, ученые расчистили шедевр, и, столетия спустя, мозаика вновь засияла первозданной красотой.

Внутренняя планировка молельного зала повторяет византийскую базилику. Два ряда колонн с коринфскими капителями делят зал на три продольных нефа. Ступаю босиком по теплому ковровому ворсу. Сейчас здесь слышится только шепот мусульманских молитв. А ведь первые семьдесят лет после захвата Дамаска арабами здесь еще звучала литургия. Мусульмане и христиане молились вместе, заняв разные концы базилики. Лишь в 705 году халиф Валид приказал перестроить православный храм в мечеть. Грандиозное сооружение Омейядов стало для мусульман третьей по значению мечетью в мире, а «кафирам» («неверным») было предложено молиться где-нибудь в другом месте.

Зал для молитв огромен. Своды устремляются к куполу. Изящные крутые арки, опираются на ряды мощных коринфских колонн. В центре – небольшой мраморный мавзолей с зеленым куполом и такого же цвета стеклянными окнами. Это гробница св. Иоанна Крестителя, который заставил мусульман относиться к себе с глубочайшим почтением после одного случая. В 708 году, во время расчистки территории под фундамент, был случайно обнаружен подземный склеп. По местному преданию, в нем покоится голова св. Иоанна Крестителя. Халиф Валид решил тут же избавиться от христианской святыни. Однако, едва его руки коснулись черепа, на халифа нашло оцепенение — он не мог даже двинуться. Узрев в этом знак свыше, владыка повелел соорудить для реликвии специальный саркофаг и оставить его внутри новой мечети. Так у мусульман возникло нечто вроде культа св. Иоанна Крестителя. Близ гробницы на коврах всегда сидит множество «правоверных».Они молятся: перебирают четки и листают Коран. Но, как я узнал, этим людям ничего не известно о главном событии в жизни пророка Яхья – крещении Спасителя.

Внешняя стена мечети подпирает небосвод шпилями трех минаретов. Один из них, похожий, на воткнутый острием вверх восьмидесятиметровый карандаш, построен в честь «Иса бен Мариам» - «Иисуса, сына Марии». Его воздвигли в 1347 году. По местному поверью, накануне Страшного Суда Иса спустится к белому минарету, положив руки на крылья двух ангелов. Имам даже каждый день стелит новый ковер на том месте, где должна ступить Его нога. В Сунне есть описание внешнего вида Исы: «Как только вы его увидите, сразу узнаете. Он среднего роста. У него белое и доброе лицо. На нём будет белая одежда. Волосы его будут выглядеть мокрыми, даже если их не коснулась вода». Ислам и христианство переплелись в Сирии очень тесно.

Схожая картина наблюдается с иудаизмом в Израиле. Помнится, я был немало удивлен, обнаружив в почитаемой христианами пещере св. Иоанна Крестителя (пригород Иерусалима Эйн Карем) еврейский семисвечник, и раскрытую книгу Торы. Они были помещены в специальную каменную нишу рядом с алтарем. Оказалось, вместе с католиками и православными здесь молятся последователи движения «Евреи за Иисуса» или, как их еще называют «мессианские евреи». Они продолжают соблюдать иудейские законы и, в то же время, признали в Иешуа (Иисусе) Сына Божия. Это странное течение, родственное иудео-христианам первых веков, возникло всего несколько десятилетий назад, но насчитывает уже немало последователей среди евреев по всему миру.

Несмотря на репрессии, все больше людей обращаются ко Христу и в самом Израиле. Всего же, среди 15 миллионов евреев всего мира уже 332 000 являются последователями Иисуса в самых разных христианских конфессиях. Ведь, по слову апостола Павла,«весь Израиль спасется».

Иерусалим – Дамаск – Москва

Материал предоставлен порталом Седмица.ру

Читайте также:

Православная миссия сегодня

Паломничество в велосипедном седле. Проект «Храмы Руси». Репортаж

Праздник Преображения Господня на Валааме