Наверное, каждому знакома ситуация: предстоит ответственное дело, например, экзамен или публичное выступление, дома "репетиции" проходят прекрасно, а, оказавшись на сцене или в аудитории, мы теряем дар речи или совершаем непростительную ошибку… Недавно британские нейрофизиологи обнаружили область мозга, "ответственную" за "провалы"…
Несуществующие "эксперты"
Команда специалистов из университета Сассекса (Великобритания) во главе с Митико Йоши решила выяснить, почему при выполнении ответственных задач, будь то сдача экзамена, выступление на концерте или, скажем, собеседование по поводу работы, люди часто "проваливаются", в самый неподходящий момент вдруг замолкая или мямля что-то невпопад, делая грубый "ляп" или даже оступаясь и падая на ровном месте…
Ученые решили понаблюдать за активностью мозга нескольких добровольцев с помощью магнитно-резонансного томографа. Они исходили из предположения, что, волнуясь, человек начинает прикладывать к делу больше усилий, что далеко не всегда идет на пользу. Так, пианисты на концертах начинают бить по клавишам сильнее, чем когда репетируют дома.
Исследователи выдавали участникам эксперимента предметы, которые просили их сжечь, приложив для этого определенную силу, уровень которой можно было измерить. При этом испытуемым сообщали, что за ними в веб-камеры будут наблюдать "эксперты".
Лица "экспертов" выводились на монитор таким образом, что создавалась иллюзия: они смотрят прямо на добровольцев. Однако, разумеется, участники и понятия не имели, что никаких "экспертов" не было и в помине, и им просто демонстрировали записанные ранее видеоролики.
Правда, в некоторых случаях лица "экспертов" смотрели как бы куда-то вбок, и это объясняли тем, что они наблюдают не за текущим, а за параллельно проводимым экспериментом.
Мозговые парадоксы
Оказалось, что при выполнении важных задач в мозгу испытуемых действительно происходят изменения — "отключается" участок, известный как задняя теменная кора, ответственный за мелкую моторику и точные движения конечностей. В итоге добровольцы хуже выполняли задание по сжатию предметов, когда на них якобы смотрели "эксперты"…
Между тем, "отключение" данной зоны мозга было следствием того, что в этот момент "включался" другой участок — так называемая верхняя височная борозда. Как раз в ее передней части располагается нейронная цепочка, управляющая реакцией человека на поведение окружающих.
Именно эта группа нервных клеток заставляет нас пытаться "прочитать" то, что думают о нас другие люди. Чтобы получить ответ, мы фиксируем их поведение, мимику и движения и стараемся извлечь информацию. Если мы замечаем признаки того, что наблюдатели относятся к нашим словам и действиям критически или скептически, височная борозда "отключает" все связанные с ней области, включая заднюю теменную кору.
Это приводит к тому, что человек, например, теряет равновесие по дороге к столу экзаменатора или на сцену, или забывает ответы на вопросы, которые прорабатывал ранее…
У страха глаза велики
Предположим, нам нужно выступить перед группой людей. Разумеется, мы начинаем искать признаки того, насколько лояльно они к нам относятся. Мы замечаем, что кто-то зевает — следовательно, то, что мы делаем или рассказываем, его не интересует. Кто-то смотрит на нас с саркастической улыбкой, кто-то хмурит брови… Также мы ловим интонации голоса, пытаясь вычислить в них "симптомы" дружелюбия или враждебности. Нам кажется, что все, что делает тот или иной наш зритель или слушатель, относится лично к нам, тогда как на деле у его поведения могут быть совершенно иные причины — какое-то произошедшее ранее неизвестное нам событие; хорошее или плохое самочувствие; усталость или, напротив, избыточная бодрость; мысли, витающие где-то далеко; или просто черты характера, диктующие ему определенный тип поведения. Однако мы трактуем все только в одном ключе и начинаем сбиваться, путаться, говорить и делать "не то"…
Как заставить мозг работать "правильно" и адекватно реагировать на "наблюдателей"? Для этого необходима в первую очередь тренировка. Пройдите курс аутотренинга, который поможет вам оставаться спокойным в любых ситуациях.
Также полезно иногда "отключаться" от собеседников или аудитории и слушать только себя. Это уместно там, где от вас не требуется "обратная связь". Сначала "отбарабаньте" ответ на экзаменационный билет, исполните пьесу или выдайте заранее подготовленный монолог, а потом уже изучайте реакцию окружающих. Удачи!