1 июля в подмосковном Голицыно пройдёт съезд «Народно-демократического союза» (НДС), возглавляемого экс-премьером России Михаилом Касьяновым. Как ожидается, на съезде будет поставлен вопрос о преобразовании общественного движения, каковым на сегодняшний день является НДС, в политическую партию. Однако не все члены недавно созданного союза выражают желание преобразоваться в партию. Например, ранее Ирина Хакамада заявляла, что движение Касьянова создано не для того, чтобы участвовать в выборах, а совершенно в других целях. Однако член президиума НДС Иван Стариков придерживается противоположной точки зрения. О том, что будет обсуждаться на съезде, каких результатов ждать по его итогам, о ситуации в России и о многом другом мы побеседовали с самим Иваном Стариковым.
- Что ожидается на Съезде НДС 1 июля?
- Я не думаю, что будет что-то экстравагантное. Но полагаю, что речь Касьянова, которую он произнесет, произведет впечатление. Мы много работали и подготовили базовый идеологически выверенный доклад.
- Будет ли создана новая партия Михаила Касьянова?
- Нет, безусловно, послезавтра мы партию не создадим. Ведь партия – не котятки маленькие, которые рождаются легко и быстро. Мы обсудим процесс зачатия партии, период беременности. Сейчас России готова забеременеть оппозиционной партией. Я думаю, что вскоре это будет развитый карапуз, который очень быстро перерастет в существующие ныне партии.
- Партия будет сформулирована на идеологической основе или на организационной?
- Наша идеология – возвращение России к нормам Конституции. К сожалению, российская власть в последнее время, особенно – за последние два года, в значительной степени обнулила базовое положение российской Конституции. И сегодня Россия не соответствует званию развитой демократической страны.
Например, призывная армия – это дискриминация мужчин. Это рудимент начала прошлого века, когда в той же России, которая тогда была аграрной, число рождения на одну семью было 7,6 ребенка. А сейчас – 1, 2. Раньше вопрос призыва в армию был вопросом социальной адаптации. Даже в 50-е годы прошлого века некоторые ребята в армии в первый раз спали на простынях.
Но сегодня Россия давно не аграрная держава. Поэтому для нее продолжение набора по призыву не соответствует ни социально-экономическим реалиям, ни политическим и военным требованиям. Армия должна быть профессиональной. Человек, который идет служить профессионально, он делает это добровольно, делает это за плату. Появляется особый вид найма на работу мужчин, а не принудительная вещь. Принуждение возможно только в период конфликтов, в том числе и военных. Тогда приостанавливаются некоторые положения конституционных норм.
НДС мог бы решить проблему отмены призыва в течение двух лет. Именно за этот срок мы перешли бы на профессиональную армию, с учетом тех денег, которые сегодня аккумулированы. Создание профессиональной армии – это как раз такая вещь, которая не разогреет инфляцию. Быстрее не получится. Я думаю, что если Михаил Касьянов станет президентом в 2008 году, то можно говорить, что к 2010 году Россия перейдет на профессиональный уровень.
- Вы родились на селе. А в Вашей родительской семье сколько было детей?
- Трое.
- А лично у Вас?
- Двое. Сын учится на втором курсе, дочь только закончила вуз.
- Больше детей не планируете?
- Если бы у нас была полигамия, то это бы было возможно. А поскольку моей жене 48 лет, то уже это за пределами.
Двое детей потому, что я работал в деревне, поднимал совхоз. А потом, когда появилась возможность жить в Москве, московский ритм жизни затянул. Хотя делать детей – это самая приятная работа. Растить – уже потруднее. А вот делать – самое-самое интересное.
Думаю, в России должна появиться мода на детей. Но это будет только в том случае, если мы вернемся на нормальный демографический путь развития. Потому что при всем кажущемся благолепии, которое мы ежедневно видим с экрана телевизора и слышим из уст штатных кремлевский политологов, у людей все больше и больше нарастает чувство тревоги. Они понимают, что их обманывают. Еще не догадались где, но уже чувствуют, что что-то тут нечисто.
Несмотря, что Народно-демократический союз создался только 8 апреля, мы уже привлекли специалистов и начали работать по демографическому вопросу. Лично я глубоко убежден, что продекларированные 250 тысяч рублей на второго ребенка, которые непонятно в какой форме будут выплачены, это не решение проблемы. Должен быть целый комплекс мер.
Понимаете, когда мать выходит от одного ребенка, которому сейчас 15-16 лет, а у нее под ногами хрустят шприцы, потому что вечером в подъезде сидели наркоманы, то она тут же задумывается, что порождение нового ребенка отвлечет ее от воспитания этого. У нее накапливается чувство тревоги.
Я вижу, что многие люди богатые заводят по 5 детей, но они живут в закрытых поселках и во дворцах. Дети у них едут отдыхать за границу, учатся в специальных заведениях. Поэтому их и не надо призвать, чтобы они рожали детей. Но доля этих людей ничтожна мала. Ели говорить о массовом явлении, то необходимо решать целый комплекс проблем – связанных с безопасностью, борьбой с наркоманией, алкоголизмом, безнравственностью…
Я с удивлением узнал, что последний детдом в США был закрыт 10 лет назад. Казалось бы, там общество индивидуалистов. Тем не менее, смотрите, какая социальная солидарность!
- А лично Вы были бы готовы взять на воспитание ребенка из детдома?
- Я думаю, что лучше завести своего. Дело в том, что я неплохо знаю молекулярную генетику. Дети, которые были забраны у алкоголиков, генетически проблемные дети. Есть печальный опыт моего далекого родственника. Он взял очень красивую девочку, а выросла она и стала проституткой. Несмотря на то, что ей ни в чем не отказывали.
- А как можно было бы улучшить российскую генетику?
- Нужен целый комплекс мер, в том числе связанных и со здоровым образом жизни, и с чувством внутренней свободы. Когда общество задавлено властью, находится под ее свинцовой пятой, то огромная часть человеческой энергии внутренне бунтует. Тогда люди становятся, например, правозащитниками. Огромное количество людей ушли во внутреннюю миграцию, которая как эрозия разъедает душу и психотип человека. Все это проецируется на качество зародышевой плазмы, которая находится у мужчины и женщины.
Власть, не понимая этого и решая свои мелкие задачи легкой комфортной жизни, по сути дела, уничтожает будущее России. В XXI веке реальную конкуренцию могут составить только открытые демократические общества.
Сейчас постиндустриальный век. Главная характеристика такого общества - преобладание в структуре ВВП не доли материального производства, а доли интеллектуальных услуг. А для того, чтобы производить их, в стране необходима открытая добрая атмосфера. А по телевизору постоянно идут сериалы для того, чтобы люди не отрывались от экрана и не смотрели по сторонам.
- Кто же конкретно мешает создать единую оппозиционную партию?
- Самое главное препятствие лежит на поверхности. Дело в том, что очень многие лидеры партийных структур конца 90-х годов прошлого века унаследовали все пороки, которые были присущи той политической ситуации. Сейчас ситуация усугубляется, поскольку они попали в маховик тотальной коррупции.
Я поездил по регионам и вижу, что там более радикальное настроение. Москву ненавидят практически везде. Если в Костромской области уровень дохода в 12 раз меньше, чем уровень у москвичей, то уже не одна страна, это разные страны. Все это создает опасный прецедент – Москва становится главным источником сепаратизма.
- Почему некоторые демократы мешают созданию объединенной демократической партии?
- Мне очевидно, что вся проблема состоит в том, они не чувствуют того тренда и тех желаний, которые идут снизу. Они не понимают, что партийные массы уже не хотят быть инструментом для обслуживания партийных вождей.
Ведь в той ситуации, в которая есть сейчас, в лучшем случае, какая-то из демократических партий преодолеет семипроцентный барьер. Это и станет алиби для власти, главной ее индульгенцией. Вот, мол, есть семь процентов. Но мы разве виноваты, что оппозиция такая ублюдошная. Какая есть, такая уж и есть.
Если эти ребята-демократы получат депутатские мандаты и сядут в Думу, но это ничего кардинально не изменит. Им нужно определиться для чего они туда идут - ради процентов, или цивилизованного европейского выбора России?
- Ожидается, что на базе НДС появится новая оппозиционная партия, но параллельно с этим в информационном поле обсуждается работа по объединению СПС, Республиканской партии и Партии развития предпринимательства. Это что, альянс против Касьянова?
- Может быть. При этом я считаю, что независимо от идеологических разногласий все рациональные люди понимают, что главный враг оппозиции и всего гражданского общества – это партия "Единая Россия". Эта партия пользуется джентльменским набором, который обеспечивает ей успех. Весь административный ресурс мобилизован на ее поддержку.
Сейчас они ввели в избирательное законодательство запрет голосовать против всех, начали информационный террор против политических конкурентов. Дальше начнется полицейское давление на спонсоров оппозиции. Ну и, наконец, снятие с выборов сильных конкурентов - "Родины", "Партии пенсионеров".
Мы считаем, что ресурса отдельной партии для противодействия этой огромной бюрократической машине недостаточно. Поэтому идеологической консолидации оппозиции должна предшествовать кропотливая работа по выработке взаимного доверия.
- Как это будет осуществляться на практике?
- Мы предлагаем создать Совет за честные выборы. Поэтому мы выявляем все оппозиционные ресурсы в регионах, проводим их аудит. Дальше возглавим оппозиционное движение через идеологическое лидерство и организационно-материальную поддержку. В первую очередь мы объединяемся вокруг проекта. Приглашаем тех, кто согласится работать в этом проекте.
Мы формируем общественное мнение. Показываем, что возможны честные и справедливые выборы, показываем рейтинги, народных политиков. Затем подготовим общий межпартийный список добровольцев-наблюдателей на выборах. Совместно проверим списки избирателей.
Кто пойдет в этот проект, тот – реальная оппозиция. Кто скажет "мы сами будем бороться", и не "Единая Россия", а, например, Жириновский наш главный враг, - то это уже совершенно другое дело.
В свое время на Политсовете СПС я от души повеселился, когда один известный политолог, входящий в Политсовет сказал: "Как мы можем быть в оппозиции к президенту и "Единой России"?! Ведь 2/3 наших избирателей поддерживают нашего Президента, а значит и "Единую Россию". Я посоветовал ему и его единомышленникам, чтобы они пошли и заявили избирателям, что на 2/3 поддерживают "Единую Россию", а на 1/3 с ней борются.
Реальная политика соткана из плоти и крови, в том числе и четкая понятная позиция для избирателя. Ведь мышление массового избирателя одноходовое. Да и память недолгая. Именно поэтому нищие «лимоновцы» сегодня такой переполох наводят, который и не снился другим партиям, у которых шикарные офисы, флаги развиваются, огромный аппарат, деньги им дают и так далее. Национал-большевики в России сейчас занимаются реальной политикой.
- Насколько реально оппозиции объединиться вокруг проекта НДС?
- В регионах это вполне реально.
- А на федеральном уровне?
- Если федеральные вожди поймут, что пора занимать позицию однозначную и четкую, а не бегать в Кремль договариваться, то у них есть шанс остаться вождями. Если же не поймут, то я вас уверяю, что произойдет быстрая смена этих вождей. Быстрая и бесславная.
- Что-то интересное на Съезде можно ожидать?
- Все пикантные моменты мы сумеем реализовать еще до начала Съезда – на семинарах в пятницу. К сожалению, на Съезде не сможет присутствовать Виктор Шендерович. У него съемки оказались. Но все равно будут интересные моменты. Без юмора не обойдется.
- Все знают, что юмор в политике – это и Ваш конек тоже.
- По сравнению с Шендеровичем я все-таки бледная тень. А нашу партию мы будем строить в том числе и по принципам юмора. Мы будем исходить из того, что настоящий разумный человек всегда относится к себе иронично. В отличие от представителей "Единой России" или "жириновцев",мы будем людьми ироничными. Это всегда такая грация ума! Такой политикой мы будем сильно от этих дуболомов отличаться.
- Как к НДС относятся коммунисты?
- Я ездил по регионам, и на встречи со мной приходили и лидеры региональных организаций КПРФ. В массе они не готовы вступить в нашу новую партию, потому что, в основном, это консервативные люди.
Я порадовался, когда на наш митинг в Пушкинском сквере против дедовщины в армии пришел Василий Шандыбин. Это очень показательно, что такой патриот и сторонник борьбы с НАТО присоединился к нам. Он не выступал, но пришел поддержать. Но если они пришел на наш митинг, значит – поддерживает.
- Кто еще из известных деятелей культурных поддерживает НДС?
- Пока мы думаем. Это очень хорошая тема. Деятели культуры у нас уже есть. Есть эстрадные звезды, в том числе – известные рок-певцы с прекрасным вокалом, которые встречались со мной. Например, «Вопли Видоплясова» на Украине поддерживали оранжевую революцию. Я думаю, что такая культура появится в России.
- В СПС у Вас осталось много нереализованных проектов. В том числе программы с интригующими названиями: "Протока" и "Каюк". Будут ли они воплощены в жизнь вместе с Михаилом Касьяновым?
- Очень надеюсь. Название программы "ПРОТОКА" является аббревиатурой: Правый Объединенный Теневой Общественный Кабинет, который будет давать критические комментарии действиям всех ветвей власти – как федеральной, так и региональной. Основной образ - протока свежей воды в болоте бюрократии. Такие «ПРОТОКИ» должны появиться во всех регионах. Создание таких местных "ПРОТОК" позволит существенно пополнить кадровый резерв и для местных выборов, и для федеральных.
Название программы "КАЮК" является аббревиатурой: Комитет Адвокатов и ЮристКонсультов. Смысл - КАЮК правовому беспределу. Основная цель - противодействие "административному ресурсу", т.е. должностным злоупотреблениям. Работа этой программы обеспечит сбором информации на местах и ее передачей по Интернету в центр для аккумулирования и реагирования.
- Складывается впечатление, что Запад поддерживает не российские демократические организации вообще, а именно СПС и Яблоко. У этих партий даже есть свои представительства в США, в Великобритании. А у вас никакого представительства нет.
- Мы, все-таки, только-только организовались. Но я хочу напомнить, что лидер НДС Михаил Касьянов 10 мая выступил в Брюсселе перед делегатами Европарламента (обратите внимание, это было в один день с оглашением послания президента). Поэтому здесь несколько разные масштабы. Но сейчас мы оформим все организационно. И, я думаю, за представительством проблема не встанет.
- НДС планирует объединяться с ОГФ Гарри Каспарова, членом которого лично Вы также являетесь?
- Я вхожу в состав бюро Объединенного гражданского фронта, и ряд руководителей региональных отделений ОГФ одновременно возглавляют региональные отделения НДС. Поэтому мы здесь ближайшие соратники. Мы думаем над объединением. Полагаю, что никаких непреодолимых препятствий нет, и это было бы разумно. Сейчас мы находимся в процессе переговоров. Стилистика у Каспарова и Касьянова несколько разная, но базовые вещи одинаковые. Поэтому, я думаю, мы это обстоятельство учтем.
- У НДС уже есть свой гимн?
- Нет. Но мы уже думаем над этим. А уже сейчас разрабатываем свой оригинальный логотип.
- Почему Вы перестали вести Интернет-дневник?
- Человек, который этим занимался, он отпросился. Хочу возобновить, но уже с осени. Задумок не было никаких, просто тяжело этим заниматься.
- А может, по итогам Съезда сделаете хоть одну запись?
- Напишу.
Беседовала Елена Леонькова
Читать эту статью на английском: Mikhail Kasyanov will insemination Russia