Политика

Новая великая шахматная доска

На самом деле, и нынешняя Конституция не слишком нравится Каспарову и Ко. Как и форма государственного устройства. В общем, и то, и другое оппозиционеры намерены поменять. После прихода к власти, разумеется.

О том, что будет далее, наглядно изложено в статье депутата "Национальной ассамблеи" Евгения Ихлова "Учредилка – место для дискуссий", которую вполне можно считать программной.

Итак. Победившее "народное правительство" не будет устраивать референдум, вынося на обсуждение народа проект новой Конституции, поскольку это "не даст провести нормальный многосторонний диалог при выработке основного закона, сделает конституцию – призом победителю". Так что наиболее правильным и демократичным будет созыв Всероссийского Учредительного собрания, которое должно "переучредить Россию", приняв новую Конституцию и новое избирательное законодательство.

Если кто-то думает, что Учредительное собрание станет альтернативой нынешней Госдумы, как наиболее демократичное народное представительство , то глубоко ошибается. Евгений Ихлов явно не доверяет рядовым избирателям и отвергает принцип формирование парламента по мажоритарному принципу, поскольку это, по его словам, способствует попаданию в депутатский корпус "демагогов, популистов, дельцов" и т.д., купивших места в округах и "заказавшим "мордоделам" избирательную кампанию". Так что для начала надо провести выборы "Учредилки" по спискам в поддержку определенного конституционного проекта или его развернутой концепции. Иными словами, сначала выдвигается определённый проект Конституции, после чего составляется список депутатов будущего парламента, который этот проект поддерживают. Остальные, не согласные с данной редакцией, автоматически причисляются к врагам народа.

"Избранные" же депутаты начинают "переучреждение страны". "И здесь необходимо будет определиться – что такое Россия, - пишет Е. Ихлов. - если это - союз национальностей, исторически связанных со своими территориями (странам, точнее, субстранами), то должно быть признано право ряда этих субстран в обновленную Россию не вступать, а также признано право оставшихся субстран иметь с центром исключительно договорные отношения. Причем, без всякой компенсации за счет приращения кусков от соседей. В ином случае, властям новой – не очень сильной и не очень богатой - России придется найти убедительные доводы в пользу того, чтобы население (титульные нации) этих субстран согласились расстаться с иллюзией своей национальной квазигосударственности".

В общем, "парад суверенитетов" и Беловежский договор покажутся невинной забавой заигравшихся в политику правителей. Похоже, что у российских оппозиционеров появился свой Збигнев Бжезинский. Разве что шахматная доска не такая великая.

Арсений Степанов