Политика

Дети в подвале играли в... "казнь Саддама"

Бывшему иракскому президенту Саддаму Хусейну было 69 лет, когда палач накинул ему на шею верёвочную петлю. Простому деревенскому мальчишке Мубашару Али было только 9 полных лет, когда такая же петля обвилась вокруг его шеи. Но если диктатор был казнён по приговору суда, то пакистанский мальчишка решил повторить трюк с повешением, увидев казнь Саддама Хусейна по телевизору. Осуществить задуманное мальчугану помогла его родная сестра, сначала помогавшая брату привязать бельевую верёвку к потолку, а затем и влезть ему в петлю. К сожалению, сил 10-летней девочки не хватило на то, чтобы прекратить игру, а прибежавшие на крик взрослые были уже помочь не в силах.

Казнь Саддама Хусейна стала новостью №1 в мире, затмив по значимости даже празднование Нового года. Увы, челевоческая природа не изменилась. Как в средневековье публичная казнь преступника на городской площади приравнивалась к балаганному зрелищу, так и сейчас миллионы жадных до зрелищ человеческих глаз жаждали увидеть процесс казни. Кто-то, как тот пакистанский мальчик, спокойно смотрел эту сцену по телевидению, другие легко могли найти видеозапись казни в сети Интернет.

Автором неофициальной записи заинтересовалось иракское правосудие и, по мнению прокурора, им мог быть один из высокопоставленных правительственных чиновников. Но сейчас уже не так важно, будет найден виновный или нет, поскольку суд над "видеопиратом" вряд ли заинтересует кого-либо в той же степени, в какой заинтересовала скандальная видеозапись. Отвратительное качество записи не смущало зрителя, пытающегося разглядеть как одевали петлю, что говорили палачи, как с грохотом рухнуло тело Саддама в люк...

Подробная сцена казни через повешение была показана в фильме "Танцующая в темноте". Но Сельме сочувствовали все, в том числе и сами палачи. А к некоторым зрителей после сеанса приходилось вызывать неотложку. С этим же минутным роликом дело обстояло иначе. Приговор приводился в исполнение под радостные вопли и проклятия в адрес диктатора, а большинство зрителей смотрело на казнь... просто из любопытства, посмотреть, как убивают человека.

А ещё, в России, после грандиозного успеха сериала "Бригада", подростки стали подражать героям сериала. Причём подражать не понарошку, а всерьёз. Например, трём шестнадцатилетним ребятишкам, возомнивших себя "Пчелой", "Космосом" и "Сашей Белым", захотелось красивой жизни. Мечту осуществили просто: обрезками металлических труб забили насмерть молодого человека и его девушку, чтобы покататься на машине. А вот 16-летний пензенец из хорошей семьи, взяв себя кличку "Саша Белый", приторговывал марихуаной среди своих сверстников. И это только два примера из нескольких сот известных подобных случаев.

Но страшно не это. Прошло некоторое время - и о "Бригаде" все забыли. Появились новые, к счастью, менее яркие примеры для подражания. Но тенденция к публичному желанию смерти другого человека сделала шаг вперёд, перейдя из раздела бытового криминала, в криминал политический.

"Завалить" (то есть убить - застрелить, зарезать, задушить) своего политического оппонента сегодня считается чуть ли доблестью. Стреляли в Чубайса? Тут же находится множество заступников и желающих завершить начатое. И каждый считает своим долгом поставить к стенке "эту рыжую бестию" и нашпиговать его свинцом. Или повесить Бориса Ельцина. Или посадить на электрический стул Михаила Горбачёва. Или... Уверен, их казнь на Лубянской площади соберёт столько зевак, сколько не выходило на первомайскую демонстрацию в лучшие годы Советской власти. Как-то не по-христиански это - желать смерти другому человеку. И не просто желать, а так, по-подленькому, из-за чужого плеча. И не суть важно, кого надо будет повесить: главного энергетика, несчастного гастарбайтера или не в меру ретивого скинхеда. Важно, что на фоне этой казни кто-то объявит себя новым лидером и возбуждённая запахом крови толпа сделает свой выбор в пользу нового диктатора, новой железной руки, которая наведёт порядок и... в общем, сценарий не нов и давно уже отработан.

Вопрос только в том, кто будет выносить смертный приговор, а кто его исполнять. В случае с Саддамом Хусейном народная молва никак не реагирует на вердикт иракского суда, поставившего точку в этом деле, возлагая всю вину на оставшуюся как бы ни при чём американскую сторону. Виновен ли Хусейн? Безусловно виновен. Но вот только странно, что после предъявляемых ему обвинений в связях с Аль-Каидой и геноциде сотен тысяч людей, в качестве основного обвинения Хусейну предъявили эпизод с уничтожением 148 жителей деревни Дужал в 1982 году. Очевидно, что важна была не тяжесть обвинений, а сам факт наглядной казни, которая с таким блеском и была осуществлена. Вот только не учли её организаторы, что рекламная кампания "смерти диктатора" станет причиной новых смертей. И гибель 9-летнего Мубашару Али скорее всего станет не последней.