Лидер АКМ Сергей Удальцов бегал от милиции, а милиция бегала за Сергеем Удальцовым. Председатель НБП и "писатель с мировым именем" Эдуард Лимонов никуда бежать не стал - и сам сдался правоохранительным органам, надеясь, что за добровольную явку с повинной получит максимум 15 суток по статье 20.18 КоАП ("блокирование транспортных коммуникаций"), а не несколько лет за организацию массовых беспорядков. Михаил Касьянов, выступив перед парой сотен пенсионеров у станции метро "Площадь Восстания", от греха подальше скрылся в неизвестном направлении. Говорят, что спустя полчаса его уже видели в ресторане с символичным названием "Дача" на Думской улице. А некоторые "другороссы" вообще предпочли наблюдать за событиями сидя в Москве - Ирина Хакамада сослалась на то, что её делегировали на другое, не менее важное мероприятие, а лидер российских республиканцев Владимир Рыжков жаловался то на болезнь, то на очень важные встречи в Москве. В сухом остатке был лишь оранжевый дым файеров, фотосессии с плакатами и недовольство петербуржцев, не рискнувших в этот день высунуть нос из дома.
По большому счёту, вторая попытка провести "марш несогласных" закончилась тем же самым, что и декабрьский митинг в Москве - никакого марша не получилось, а его руководители, призвав людей идти на прорыв милицейского оцепления, удалились не прощаясь.
Дружественные "несогласным" СМИ напрасно пытались заверить своих слушателей и читателей в том, что марш состоялся. Даже профессиональные фоторепортёры так и не смогли передать атмосферу марша. Отдельные группы граждан, перебегающие с одной стороны Невского на другой - были. Плакаты и файера - тоже были. А марша не было. Но это, судя по всему, было уже не так важно. Гораздо важнее для "несогласных" была задача в очередной раз показать "звериный оскал" действующей власти, бросившей против безоружных детей и стариков до зубов вооружённых омоновцев.
Накануне марша в эфире питерского радио "Эхо Москвы" раздавались призывы не бояться мамашам приводить на марш детей, а местные "яблочники" провели подготовительную работу среди ветеранов Великой отечественной войны, уговорив их присоединиться к митингу в защиту социальных льгот. Разумеется, что на лентах новостных агентств появились сообщения о пострадавшей женщине с малолетним ребёнком и избитым пенсионером.
Информации о том, что же на самом деле произошло с неизвестной женщиной больше не появлялось, а вот история с избиением пенсионера получила огласку. Пресс-секретарь "Другой России" Наталья Морарь с болью в голосе рассказывала про 70-летнего старика-блокадника, возглавляющего движение "Дорога жизни", который "выступал на митинге а потом его вывели из толпы с окровавленным лицом и увели в автобус". Очевидцы этого происшествия действительно подтверждают тот факт, что деду здорово досталось, рассказывая, что всему виной стали молодые люди с флагами НБП. Схожесть нацбольской символики с нацисткой, видимо, и ввела старого блокадника в заблуждение. Ветеран попытался вырвать у нацбола флаг, тот, естественно, не отдал, завязалась потасовка, в которую был вынужден вмешаться ОМОН, после чего старика, получившего по голове древком флага, увели из зоны боевых действий в ближайший травмпункт.
Координатор ДПНИ Александр Белов почти уверен, что всё это похоже на специально организованную провокацию. "Приглашались кто угодно на это мероприятие. Я когда в Питере был, там на каждом углу раздавали эту газету с приглашением на Марш несогласных и в данном случае не имеет значения, кто там где оказался и как все было подстроено, - сказал он. - Вообще это сделать несложно. Любой человек воспринимает информацию сначала как правду. Естественно, грубо отвечает. Потом подходят к оппоненту и говорят, а вот этот вот говорит, что вы негодяй, вас надо посадить. Так и понеслось". "Есть вещи, которые требуют проверки. Если человеку разбили лицо, то должно быть проведено расследование", - добавил он.
Были и вполне осознанные, возможно даже заранее спланированные нападения на участников марша. Особенно сильно досталось от милиции и неизвестных людей в гражданской одежде тем, кто нёс с собой плакаты. По всей видимости, оппонентам "Другой России" не понравились транспаранты с лозунгами типа "Касьянов - честный человек", "Путин очень плохой", "Березовский, мы с тобой!", "Верните бизнес Ходорковского", "Правительство руки прочь от детского сада Сантьяго де Куба", "Буш - спаси Россию" и др. Милиция, разумеется, в этом противостоянии занимала сторону нападавшего, стараясь пресечь шествие демократии по Невскому проспекту. В числе задержанных, кстати, оказался и экс-помощник Бориса Березовского, лидер движения "Российская Пора" Андрей Сидельников. Вместе с ним оказался в отделении милиции и организатор "Марша несогласных", депутат ЗАКСа Сергей Гуляев. Выхватив из-за пазухи флаг Евросоюза депутат бросился на омоновцев, но Европа оказалась бессильна помочь российскому оппозиционеру в этой схватке. Впрочем, депутат хотя и был в итоге повержен на землю, но в автозак шёл уже спокойно, улыбаясь в нацеленные на него объективы фотоаппаратов.
В три часа пополудни всё было уже кончено. Те, кто по тем или иным причинам не попал в милицию, расходились с осознанием честно выполненного долга. Арестанты, оккупировав ближайшие участки, с удовольствием комментировали ход событий. Гарри Каспаров как дитё искренне радовался дракам манифестантов с ОМОНом, считая, видимо, что наконец-то в России стало как Европе. "Это колоссальный успех оппозиции. Люди смогли подавить страх и выйти на улицу", — заявил он в интервью радиостанции "Эхо Москвы", после чего пошли новости о беспорядках в Копенгагене, где "сквоттеры" - молодые бродяги, которые занимают пустующие дома, - сопротивлялись принудительному выселению, бросая в полицейских бутылки с зажигательной смесью, переворачивая и поджигая машины и мусорные контейнеры. Над Невой тем временем ветер разносил остатки оранжевой гари. Город продолжал жить прежней неспешной жизнью.
Читать эту статью на английском: Smoke on the Neva