Для западной публики этот обаятельный парень с южными чертами лица - певец свободы, борец с несправедливостью, проповедник американской модели демократии, этакий Робин Гуд, защитник гражданских прав и свобод. "Когда в 1985 году он вырвал мировой чемпионский титул у советского гроссмейстера Анатолия Карпова, это расценили как победу молодости и реформаторского духа над заплесневевшим советским спорткомитетом и поддерживавшими его Коммунистической партией и КГБ. После этого вся карьера Каспарова превратилась в битву с властью...", - пишет о Каспарове британская "The Times" в 2005 году. И ещё: "Каспаров встал в оппозицию президенту России Владимиру Путину; в свое время с его помощью была организована ныне угасшая Демократическая партия России, а сейчас он - один из ведущих членов "Комитета-2008", объединяющего многих российских либералов".
Будем снисходительны к автору статьи, возможно не знающему о том, что в 1991 году, когда "была организована ныне угасшая Демократическая партия России", Путин работал в мэрии Санкт-Петербурга, а Россия переживала один из самых сложных периодов в своей истории, которым, кстати, гордятся "многие российские либералы", объединившиеся вокруг Каспарова. Более того, весной 1996 года Гарри Каспаров стал доверенным лицом кандидата в президенты России Бориса Ельцина. И этот шаг окунувшегося в политику шахматиста, публично поклявшегося покинуть страну в случае прихода коммунистов к власти, был воспринят либеральной публикой как само собой разумеющееся. Но вот тезис о противостоянии свободолюбивого реформатора Каспарова с КГБ вряд ли является только лишь продуктом журналистской неосведомлённости. Западная пресса старательно обходит эту сторону биографии бывшего шахматиста, да и сам Каспаров не любит вспоминать о том, чем он обязан Комитету государственной безопасности.
Баловень судьбы
Гарри Кимович Каспаров родился в 1963 году в Азербайджане, "в имперском интернациональном Баку, где под присмотром второго секретаря ЦК (из русских) азербайджанцы правили, взятничали и воровали, а евреи и армяне, непыльно работая, богатели". При рождении мальчик получил фамилию Вайнштейн, а в 12 лет взял себе фамилию матери Каспарян - в русской версии "Каспаров".
Маленький Гарик рос в шикарных условиях. Брат его отца - Кима Моисеевича - Леонид был женат на родной сестре Абдурахмана Везирова - посла СССР в Пакистане и второго секретаря ЦК ВЛКСМ, возглавившего в горбачевские времена ЦК компартии Азербайджана и ставшего фактически первым лицом республики. Близким родственником отца Гарри был бывший капитан бакинской команды КВН, ныне известный телережиссер Юлий Гусман, у которого, в свою очередь, был очень влиятельный отец - профессор медицины, возглавлявший IV Главное управление республиканского Минздрава, которое обслуживало всю азербайджанскую элиту. Даже Гейдар Алиев у него лечился.
Да и дед Гарри Моисей Вайнштейн был очень именитым композитором. "Я поражался, что Гарику открывались дороги, о которых другие могли лишь мечтать, и только много позже смог узнать об этой мощной родственной поддержке. Достаточно сказать, что его в девятилетнем возрасте направили на международный турнир, проходивший во Франции. Да, Гарик был очень способным, быстро прогрессировал. Но были тогда и другие ребята, не уступавшие ему в мастерстве! И если бы не дали ему в свое время такую "зеленую улицу", не помогали бы так много - талант его мог бы и зачахнуть", - вспоминает первый шахматный тренер Каспарова Олег Приворотский.
Молодой талантливый шахматист, которому предстояло стать "борцом с режимом", довольно безропотно сдался на милость властям. При этом, речь идёт не только о членстве в КПСС, хотя, по мнению известного журналиста Александра Рошаля, "в 19 лет в партию вступали или Павки Корчагины, или карьеристы, или такие, как Каспаров - он хотел, чтобы и партийность помогла ему стать чемпионом мира".
Великая шахматная доска
История противостояния Карпова и Каспарова стала классикой шахмат. Но только внешне. "Я собираюсь доказать, что матч Карпова и Каспарова в 1984-1985 годах был инсценирован КПСС и КГБ. Карпов и Каспаров - лжецы и торговцы, - говорит экс-чемпион мира по шахматам Бобби Фишер. - Каждый, кто заранее готовится к матчам и тем более играет договорные партии, - лжец и торговец. Каспарова я так и называю - преступник! Каспаров - олицетворение зла".
"Выгода Карпова и выгода Каспарова неофициально и негласно совпали – с тех пор они и играют "на одну руку", - пишет журналист Виктор Торопов. На обоих шахматистов работала целая группа помощников, представляющая разные кланы. На Карпова ставила советская номенклатура, Каспарова же опекал Комитет государственной безопасности. В частности, систему безопасности группы Каспарова от лазутчиков из лагеря главного конкурента обеспечивал специально приставленный к Каспарову подполковник КГБ из Баку.
Вот как описывает процесс этого сотрудничества бывший тренер Каспарова Александр Никитин: "Впервые Гарри поехал за рубеж вместе с "аккомпаниатором" (речь идет об участии Каспарова в крупнейшем турнире в югославском городе Никшиче в 1983 году) Это был Виктор Литвинов, подполковник КГБ. Он не был ни профессиональным тренером, ни "шеф-тренером", как называла его мама Гарри. Это было сделано по решению Гейдара Алиева, взметнувшегося на вершину советской власти с кэгэбэшного трамплина". И далее. "Сегодня мы привыкли обвинять во всем КГБ. Не нужно, однако, думать, что люди, работавшие в КГБ, были монстрами. Те, с кем мы имели дело, были сердечными и компетентными людьми и обладали высоким интеллектуальным уровнем. Представители этой организации работали во всех спортивных федерациях. Спорт как элемент культуры должен был отражать успехи нашей системы...", - пишет Никитин.
За успехами Каспарова следил и всячески им содействовал и бывший председатель азербайджанского КГБ, первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев. По мнению исследователей, именно покровительство Алиева позволило Каспарову завоевать чемпионскую корону. По крайней мере, ту самую скандальную партию ничем иным, как битвой партийных элит, назвать нельзя. Карпов вёл со счётом 5:0 и до победы ему оставалось выиграть всего одно очко, но цепь странных событий с отменами матчей, аннулировании встречи, начавшейся травли Карпова привела к тому, что чемпионом стал Каспаров.
Интересен и эпизод 1983 года, когда Каспарова не выпустили на полуфинальный претендентский матч в Америку, где он должен был помериться силами с Виктором Корчным. Каспаров считал, что это было сделано партийной номенклатурой из опасений за спортивную карьеру Анатолия Карпова, которого он в случае успеха мог лишить звания чемпиона мира. Молодой шахматист пожаловался Гейдару Алиеву, который и добился разрешения на проведение матча. Ту встречу Каспаров выиграл.
Новый этап жизни и карьеры Каспарова начался с известных и трагических событий в Баку в 1990 году. Либеральная пресс с удовольствием цитирует рассказ Каспарова о том, как во время армянских погромов в Баку он на полной скорости гнал машину, вывозя мать, но замалчивает тот факт, что самому Каспарову, в общем-то, ничего не угрожало.
По свидетельству заслуженного тренера Азербайджанской ССР по шахматам Чапая Султанова, в известные напряженные дни в Баку у Каспарова никаких проблем не было - "со своими близкими он мог в любое время выехать из Баку туда, куда хотел, но, имея тесные отношения с КГБ СССР и желая драматизировать ситуацию в Баку, он выбрал другой путь". Руководитель отдела управления "З" КГБ СССР Владимир Луценко и начальник отделения Валерий Хмелев пишут: "Семью Каспарова, например, Гарри, его жену, маму, бабушку наши ребята сначала тайно вывезли в санаторий КГБ "Бильгях". Потом, опять со всеми мерами предосторожности, привезли в аэропорт и спецрейсом (Это были челночные рейсы, которыми в Баку перебрасывали спецподразделения. - Авт.) на ТУ-134 отправили в Москву". Но выехав из Азербайджана, Каспаров резко поменял свои политические ориентиры.
Дикий, дикий Вест…
Нет точных данных, когда именно Гарри Кимович обратил свой взор на запад, в сторону США. Но заняв антиазербайджанскую позицию, шахматист внёс огромный вклад в развал Советского союза. В США четко понимали, что Карабах - это начало процесса развала, который приведет к распаду СССР. Поэтому 19 июля 1989 года конгресс США единодушно потребовал от руководства СССР "такого решения карабахского вопроса, который учитывал бы волеизъявление населения края". Конгресс одобрил резолюцию, выражающую поддержку США чаяний народа Советской Армении о мирном и честном урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха. Такое же решение вынес и сенат США 19 ноября 1989 г. В Москве начальник милиции Мурашев, близкий друг Гарри Каспарова, разрешил армянским сепаратистам проводить любые митинги и пикеты в разных точках столицы. Вся Москва была обклеена плакатами: "Свободу Карабаху!". И все, кто пытался защитить Азербайджан, подвергались обструкции.
Сам же Гарри Кимович на всех углах кричал о том, что "...в Баку убивали только за то, что ты был армянином","после того как его покинули армяне, Баку стал мертвым городом", "Баку уже никогда не будет цивилизованным городом, т.к. своим развитием он обязан не местным жителям", "Баку загнал себя в мировую изоляцию, и надолго" и т.д. Тогда же Каспаров выступает с призывами: "Соединенные Штаты и их союзники должны перестать поддерживать московский центр и предоставить полное признание тем республикам, которые ищут демократию, экономические возможности и независимость".
Работа Каспарова была до достоинству оценена его новыми заокеанскими друзьями и в 1991 году, аккурат после развала Союза, Гарри Кимович становится вторым лауреатом премии "Keeper of the Flame", ("пламеносец") ежегодно присуждаемой "Консультативным Советом по национальной безопасности США" (Nationaly Security Advisory Council) персонам, особо отличившимся на поприще продвижения демократии. И сразу же его включают в состав членов данного Совета. Причём Гарри Каспаров оказывает не просто единственным неамериканцем среди 95 членов этого совета, но и фактически единственным гражданским человеком на фоне своих новых коллег, имеющих то или иное отношение к Конгрессу США или американским спецслужбам, будь то Пентагон, ФБР или ЦРУ. Впрочем, ещё вопрос, действительно ли Каспаров был "белой вороной" в Совете, занимающемся выработкой стратегии, организации акций и привлечением ресурсов для обеспечения безопасности США.
Так или иначе, но весомую часть своего времени Гарри Каспаров проводит в США, где у него чудесный дом в стиле 20-х годов на Манхэттене, где он является штатным колумнистом влиятельной "The Wall Street Journal", где он пользуется почётом и уважением среди хозяев и посетителей Белого дома. Идеей Каспарова всю его жизнь были и остаются деньги и власть, и ради достижения своей цели шахматист и оппозиционер готов на всё. Точно так же, как когда-то он предал давший ему путёвку в жизнь Азербайджан, точно так же он относится и к приютившей его России.
Keeper of the Flame
В своих статьях и интервью в западной прессе Каспаров не скрывает своего отвращения к России, призывая США срочно вмешаться во внутреннюю политику России: "Мы ставим перед собой цели сохранить основные опоры демократии и обеспечить легитимные выборы президента в 2008 году. Нам для этого потребуется также помощь западных стран, которые сегодня, кажется, довольствуются тем, что закрывают глаза на то, как Россия движется к "управляемой демократии"... "Соединенные Штаты и Великобритания пожертвовали многими жизнями, чтобы принести демократию Ираку, но не рискуют стереть улыбку с лица Путина, выступив против его попыток покончить с демократией в России"... Запад может принять меры против тех, кто поставил Путина у власти и кто сегодня помогает ему ее удерживать"... "Вашингтон все еще недооценивает свое влияние на внутренние дела России. За резкой антиамериканской риторикой и гневом, направленным против "империалистических устремлений" США, скрывается огромное уважение к экономической и военной мощи Америки".
Разумеется, Гарри Каспаров уточняет, что вмешательство США во внутренние дела России нужны прежде всего самим Соединённым Штатам. Вот как описывает первоочередные задачи США в отношении России экс-шахматист: "Теперь, когда институт свободной прессы де-факто ликвидирован (что прошло почти незамеченным для государственного департамента США), а могущество бывшего КГБ, ныне именуемого Федеральной службой безопасности (ФСБ), растет, Россию все больше захлестывает волна антиамериканской истерии... В новом избирательном списке Коммунистической партии к пожизненному лидеру Геннадию Зюганову - безусловно, не являющемуся другом Соединенных Штатов - присоединились два других Николая: Харитонов, гордый полковник КГБ, известный своими призывами вернуть на Лубянскую площадь статую Дзержинского, и Кондратенко, бывший губернатор Кубани, на фоне антиеврейских и антикавказских настроений которого Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen) смотрелся бы либералом... В Вашингтоне бытует ложное мнение, что, пока Америка ведет свою "войну с террором", относительная "стабильность" и относительная "демократия" в России, где имеется сравнительно готовый сотрудничать президент, не должны вызывать опасений. Кажется, позабыто кредо, с которым Рональд Рейган (Ronald Reagan) выиграл "холодную войну": "Мы не должны отступать от своего убеждения, что свобода не является единственно прерогативой немногих счастливчиков, но неотъемлемым и всеобщим правом всех людей". Словом, повторение сценария 1991 года во всей красе. Только сейчас речь идёт не о развале СССР, а о развале России, все ещё представляющую угрозу геополитическим и прочим интересам США в мире.
"Есть такие люди, которые рождаются гражданами мира, - считает депутат Госдумы Наталья Нарочницкая. - Для них родина там – где ниже налоги... у них нет чувства принадлежности к собственному Отечеству, они отождествляют его с государством. Если государство устроено не так, как им нравится, то они его отторгают". Так что американская история Икс может оказаться не последней в судьбе Каспарова. В мире ещё много влиятельных разведок, жаждущих заполучить в свои ряды сговорчивого шахматиста. Например, Израиль. В интервью "The Jerusalem Post" Гарри Каспаров призывает проживающих в Израиле эмигрантов из России высказаться, чтобы привлечь внимание Запада к опасностям, которые представляет режим Путина, в Тель-Авиве давно уже действует шахматный клуб, названный в его честь, а израильская пресса пишет, что "будучи наполовину евреем, Каспаров, если ему станут угрожать, может рассчитывать на получение статуса гражданина Израиля".
Игорь Кулагин
Читать эту статью на английском: The spy who loved nobody