Политика

"Несогласный" офсайд

Именная футболка сборной России и футбольный мяч, которые игроки сборной России по футболу подарили президенту Дмитрию Медведеву стали причиной чёрной зависти со стороны ряда деятелей оппозиции, пересмотревших свои позиции в отношении футбольной сборной.

По ходу чемпионата Европы члены оппозиционных партий и движений высказывали самые нелицеприятные замечания в адрес российских футболистов, считая, что их успехи укрепляют тоталитарный режим в стране. От матча к матчу оппозиция желала сборной России проигрыша, а победы сборной объяснялись исключительно деньгами "Газпрома", который "всех купил". "Истерия вокруг спортивных состязаний – это иррационализм и глупость высшей степени: стране давно уже нечем гордится, цены растут, безработица, производство стоит, большая часть населения живет либо в условия нищеты, либо бедности; при этом полно восторгов связанных с победой хоккейной сборной на чемпионате мира и игрой футбольной сборной", - считали противники вертикали власти.

Однако после последней встречи футболистов сборной с президентом России, борцы с режимом резко переменили своё отношение к спортивным соревнованиям и попытаться перетянуть на свою сторону футбольных фанатов.

Поводом для дискуссии стало создание в составе МВД Центра обеспечения охраны общественного порядка (ЦОООП), который будет координировать деятельность органов внутренних дел при проведении спортивно-массовых и развлекательных мероприятий. По словам первого заместителя министра внутренних дел генерал-лейтенант милиции Михаила Суходольского, "реорганизация проведена с учетом того, что на территории РФ в последние годы постоянно растет количество спортивно-массовых, развлекательных, культурно-зрелищных и прочих мероприятий с участием большого количества граждан, в том числе международного уровня, а также - в целях оптимизации структуры департамента".

Иными словами, новое подразделение будет организовывать работу по созданию базы данных лиц, совершивших правонарушения при проведении массовых спортивных мероприятий, обобщать положительный опыт работы, в том числе зарубежный, при проведении массовых мероприятий, налаживать взаимодействие с Российским футбольным союзом, Профессиональной футбольной лигой, администрациями спортивных клубов и стадионов, лидерами фан-клубов. В общем, ничего необычного. Подобные подразделения есть во многих странах мира. Да и УЕФА в прошлом году поставила вопрос о создании общеевропейского подразделения полиции. Кроме того, во взаимном сотрудничестве заинтересованы как сотрудники правоохранительных органов, так и члены фан-клубов.

Однако ряд деятелей оппозиции в очередной раз перевернули всё с ног на голову, заявив, что на самом деле сотрудники нового подразделения будут бороться не только с футбольными хулиганами, но и с активистами оппозиции. Безусловно, что определённая логика в этом есть - с хулиганами, как на стадионах, так и на "маршах несогласных", бороться необходимо. Правда весьма сомнительно, что в функции ЦООП входит отслеживание деятельность оппозиции, а уж тем более подавление "маршей", которые при всём желании трудно назвать "развлекательными и культурно-зрелищными мероприятиями".

Тем не менее, глава "Антивоенного клуба", постоянный участник "Маршей несогласных" Михаил Кригер предположил, что ЦОООП также будет заниматься репрессиями против оппозиции. А исполнительный директор ОГФ Денис Билунов назвал скандальной ситуацию, когда "профессиональные, высокопоставленные офицеры, на которых налогоплательщики тратят огромные деньги, вместо того, чтобы ловить нарушителей закона, контролируют деятельность оппозиции". Билунов добавил, что, создав одно подразделение для борьбы с оппозицией и футбольными болельщиками, власть сделала их естественными союзниками друг друга, и теперь все победы футбольной сборной России можно считать победами оппозиции, а не победами режима.

Оппозиционеры уверены, что среди футбольных фанатов много потенциальных противников действующей власти. По словам одного из лидеров запрещённой НБП Сергея Фомченкова, "смена президента произошла нелегитимно, и власть понимает, что ей не избежать массовых акций протеста". Так и представляется картина, когда после очередного матча между, к примеру, "Спартаком" и "Локомотивом" болельщики обеих команд единой колонной идут на штурм Кремля свергать ненавистный им режим. На деле происходит правда совсем другое, но это, по всей видимости, от того, что до последнего времени не наблюдалось единства между оппозицией и фанатами. Более того, сами представители оппозиции не раз жаловались, что на них нападали футбольные фанаты.

Вообще же, отношение фанатов к политике очень сложное, а иногда просто негативное. Как правило, фан-клубы не желают иметь ничего общего с политическими партиями - ни с "Единой Россией", ни, тем более, с "Другой Россией". В ЖЖ-сообществе ru_ultras по этому поводу как-то писали: "Каждый посетитель стадиона может называть себя по-разному – ультрас, фанаты, хулиганы, болельщики… Но когда мы вместе, у нас одно на всех имя – "Зенит". Нечто большее, чем просто футбольная команда из 11 человек. И не для того люди преодолевали тысячи километров за своей командой и в любую погоду рвали свои глотки на стадионах страны, чтобы в один прекрасный день понять, что они – часть политической агитации. Политика должна оставаться за пределами стадиона, и исключений для этого правила быть не может".

Сергей Макаров