Политика

Ходорковский, которого они потеряли

Вопросов о дальнейшей судьбе бывшего главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского премьер-министру Владимиру Путину задают немало. Вот и в минувший четверг главе правительство пришлось удовлетворить любопытство тех, кто интересуется: когда отпустят Ходорковского?

"Я когда во Франции был, мне тоже этот вопрос задавали. Известный фигурант находится в местах лишения свободы по приговору суда. И проблема не в том, когда и кого отпустят, а проблема в том, чтобы преступлений подобного рода у нас больше не повторялось", - ответил Путин.

Многие удивляются, почему Ходорковский не сбежал в Израиль вместе с Невзлиным? Одни говорят, что просто не успел, другие утверждают, что, дескать, главе ЮКОСа нечего было опасаться. И он действительно не боялся.

Однажды задали вопрос:

- А ты не боишься реакции властей, на свои действия?
- Нет - отвечает со смехом - "Если меня посадят, на Красной площади тут же высадится десант морской пехоты США.

Заокеанские пехотинцы, разумеется, в районе Кремля замечены не были, но информационные атаки на российскую власть со стороны ряда зарубежных правительственных и неправительственных организаций, требующих немедленного освобождения Ходорковского из-под стражи, продолжаются до сих пор.

И возникает уже другой вопрос: что такого сделал хорошего Ходорковский, чтобы так рьяно защищать его на протяжении уже нескольких лет?

Эта информация, кстати, не является закрытой.

В 2001 году глава ЮКОСа со всей откровенностью заявлял: "Мы первый раз реально вступили в партнерство с Западом, который переживает сейчас не лучшие времена, и можем ему помочь, предложив партнерство в поддержании стабильности мирового рынка нефти. Если "разумные цены" будут установлены, они не будут выходить за пределы 17-18 долларов в течение больше двух месяцев. Если нет, то упадут до 12 долларов и продержатся на этом уровне от 6 до 18 месяцев". Куда уж тут Касьянову с его "справедливой ценой" в 20 долларов...

Весной 2003 года в Вашингтоне, в беседе с Кондолизой Райс прямо заявил, что, придя к формальной политической власти, он пойдёт на полное ядерное разоружение России. Операция эта, разумеется, потребовала бы значительное количество денежных средств, из которых акционеры ЮКОС рассчитывали получить не менее $100 млрд "на хлопоты": организацию всенародной пропагандистской кампании и т.п.

В том, что Ходорковский действительно хотел получить всю полноту государственной власти, сомневаться не приходится. В течение нескольких лет ЮКОС через аффилированные структуры (а иногда и напрямую) скупал депутатские голоса, финансировал как политические партии, так и отдельных политиков - в общем, готовил почву для, как минимум, создания мощного лобби в госструктурах.

Этими и рядом других схожих моментов продиктовано стремление Запада сделать из Ходорковского страдальца за идею. При этом, правда, все забывают, в чём именно обвиняются руководители ЮКОСа. А ведь это не только экономические преступления, в результате которых гражданам России был нанесён многомиллиардный ущерб. Не случайно Владимир Путин, говоря о полученных в результате продажи активов компании ЮКОС средствах, подчеркнул, что они пошли "не просто в бюджет", а были направлены, к примеру, на формирование Фонда жилищно-коммунального хозяйства. "Если когда-то эти деньги были украдены у народа, надо отдать их напрямую этому самому народу", - отметил Путин.

"Никто не вспоминает, к сожалению, о том, что в местах лишения свободы находится один из руководителей службы безопасности компании "ЮКОС". Вы что думаете, что он действовал по собственному усмотрению, на свой собственный страх и риск? У него не было конкретных интересов. Он не главный акционер в компании. Ясно, что он действовал в интересах и по указанию своих хозяев. А как действовал? Там только доказанных убийств - пять", - продолжил премьер.

Среди них, например, убийство директора ТОО "Торговая фирма "Феникс" Валентины Корнеевой. К несчастью, здание магазина "Чай", которым она владела, находилось по соседству с офисом банка МЕНАТЕП, где в то время располагались кабинеты Михаила Ходорковкого, Леонида Невзлина, Платона Лебедева и других руководителей банка. Когда же банкиры решили расширяться, они предложили Корнеевой за бесценок продать им площади магазина. Бизнесвумен, естественно, отказалась. И поплатилась за это жизнью. Принцип "нет человека - нет проблемы" стал для будущих нефтяных магнатов своего рода руководством к действию.

А потом неизвестные расстреляли мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, открыто выступившего против ЮКОСа, обвиняя компанию в уклонении от уплаты налогов в городской бюджет. "Больница (куда привезли тяжелораненого мэра. - Прим. авт.) в тот момент напоминала вокзал, - вспоминает вдова Петухова Фарида Исламова. - Я помню, приехал управляющий "Юганскнефтегаза" Гильманов. На его лице было горе и трагедия. За ним, как кошка, шел главный финансист ЮКОСа Симановский. В его глазах сияла радость".

А были ещё и предприниматели Сергей и Ольга Горины. Сергей, будучи товарищем начальника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, "слишком много знал" и был убит вместе с женой. Были и многие другие, которые выжили лишь по счастливой случайности.

"Это доказанные преступления, доказанные в ходе следствия и судебного разбирательства. Давайте не будем забывать и об этом, - заявил Владимир Путин. - Но, разумеется, судьба каждого человека, находящегося в местах лишения свободы, в любом случае должна быть подчинена действующему в России законодательству. В соответствии с этим законом государство и будет действовать".