Когда политик начинает заниматься социальными вопросами, это всегда привлекает внимание общественности. Особенно, если речь идет о массовых «больных темах» — пенсиях, жилье, коммунальных услугах. К сожалению, пылкие ораторы в этом отношении чаще разводят бурную демагогию, чем предлагают конкретные «рецепты». А уж предложить какой-то обоснованный путь социальной защиты – это вообще из разряда экзотики. Ирина Хакамада – как раз такой позитивный пример.
Как защитить горожан, чтобы их в угоду нуворишам не выселили из квартир в престижных районах? Популярный политик полагает, что людям нужно объединяться в товарищества собственников жилья (ТСЖ) – именно таким образом они приобретут реальную силу и оградят себя от всевозможных посягательств со стороны «сильных мира сего». Хакамада готова объяснять и разъяснять владельцам квартир различные тонкости их эффективной самозащиты. Уже сейчас она начала активно работать по этому и целому ряду других острых направлений социальной защиты россиян, включая выплату компенсаций за денежные вклады населения 1991 года.
В сентябре Ирина проведет серию круглых столов, на которых прозвучит объективный и правдивый анализ социальных проблем, а также будут предложены конкретные идеи по вопросам становления в России гражданского общества и улучшения демографической ситуации. В преддверии активного и насыщенного социально-политического сезона Ирина Хакамада дала эксклюзивное интервью сайту «Yoki.Ru».
— На прошедшем на этой неделе совещании лидеров «Другой России» приняли решение закрепить различные направления за конкретными людьми, но никто ничего не закреплял. Я ушла раньше — «незакрепленная».
— Какое направление вы бы хотели, чтобы за вами закрепили?
— Меня интересует социальная политика: компенсация вкладов 1991 года, положение инвалидов, особенно после монетизации льгот, пенсионная реформа, которая могла бы обеспечить, чтобы пенсионные деньги, отчисляемые предприятиями, работали и давали прибыль. Интересует проблема жилищного строительства, которая уже замучила всех.
— У вас есть конкретный рецепт по поводу решения жилищных вопросов?
— Надо быстрее создавать товарищества собственников жилья, находить ответственных людей, и брать все в свою собственность. Иначе людей будут выгонять, изображать, что дом в аварийном состоянии, выпихивать горожан из центра на окраины. В общем, будет полный беспредел, если не взять все в свои руки. Так что надо действовать достаточно быстро.
Что касается покупки еще строящихся квартир, то тут никак нельзя себя обезопасить. И люди должны это понимать. В данном случае невозможно защититься от недобросовестных фирм. Поэтому в таких вопросах надо быть вообще поаккуратнее. Я бы покупала готовое жилье — вторичное или первичное. Слишком уже много у нас обманутых соинвесторов.
— С каким ощущением вы вышли с совещания лидеров «Другой России»?
— С ощущением, что впервые собрались, с одной стороны, представители свободного гражданского сектора, а с другой — политические силы, которые действительно вне Кремля. Они могут быть правые или не правые, они могут быть левыми, радикалами, но собрались люди с разными взглядами, которые готовы быть независимыми от власти и бороться за будущее.
— А они точно все никак с Кремлем не связаны?
— Точно. Все, кто пришли, — никак. Если бы они были связаны, они бы не пришли, потому что получили бы нагоняй.
— То есть получается, что если «Яблоко» и СПС не пришли, они связаны с Кремлем?
— Во всяком случае, «Яблоко» и СПС отказались участвовать в «Другой России». Но представитель санкт-петербуржского «Яблока» Артемьев был, и адвокат СПС Прохоров был.
— Кто из нынешних активистов «Другой России» наиболее перспективен как политик?
— Не хочу отвечать на этот вопрос, чтобы не щекотать чье-либо честолюбие. Главное – чтобы все были вместе. Там много ярких людей: и Анпилов, и Лимонов, и Касьянов, и Каспаров, и Рыжков. Каждый по-своему ярок, но повести за собой народ никто из них не сможет, только все вместе.
— Бывший лидер «Родины» Дмитрий Рогозин полагает, что реально объединить оппозицию может Михаил Ходорковский. Как вы относитесь к этому мнению?
— Не знаю. По-моему, любой узник совести всегда является тем, кто может объединить других ответственных людей. С этой точки зрения фигура Ходорковского носит пассионарный характер. А реально, кто их может объединить, я не знаю. Только, по-моему, своя честь и совесть. Ходорковский — узник. И как узник, он может объединить оппозицию, потому что люди всегда жалеют тех, кто жертвует собой.
— То, что Рогозин вдруг заговорил о Ходорковском, это не есть ли его шаг навстречу «Другой России»?
— Гонимый Рогозин сформировался вначале независимым, потом он был полностью в составе кремлевской администрации, потом стал слишком ярким и агрессивным. Руками Рогозина Кремль убивал других оппонентов — руками «Родины» убивалось много демократических партий, включая СПС. На выборах 2003 года «Родина» постоянно поливала грязью именно СПС. Не столько даже коммунистов, сколько именно «правые силы». Поливала с утра до ночи, отбирая наших избирателей.
Сейчас тот хозяин, который пригрел Рогозина, его же и погнал. Кремль погнал Рогозина, и теперь он двигается в сторону «Другой России».
— Рогозина двигает в сторону «Другой России» то, что его выгнал Кремль?
— Да.
— Вы сказали, что все активисты «Другой России» могут только все вместе повести за собой народ...
— Ну конечно могут. Только если смогут договориться о программе национального согласия, то есть поставить своей программой те ценности, которые их объединяют — и Рогозина, и Лимонова, и Анпилова, и Каспарова. А там, где разъединяют, их не обсуждать.
— Может ли Рогозин договориться со всеми остальными активистами «Другой России»?
— Мне кажется, он достаточно умный человек. И если он учится на своих ошибках, то всегда можно будет найти компромисс. Если делать выводы и находить компромиссы, то все яркие личности могут принести пользу.
— Каковы ваши личные политические планы на ближайшее время?
— Будет несколько круглых столов, посвященных социальным проблемам, в том числе и анализу программы повышения рождаемости. Я социальной политикой занимаюсь, у меня же «Фонд социальной солидарности»! Информация будет размещена на сайте.
Читать эту статью на английском: Irina Hakamada: "The Kremlin drove Rogozin, and he went towards the" Other Russia "