Ольгу Курносову сняли с поезда "Астрахань-Петербург" в ночь на 5 октября на станции Верхний Баскунчак. Милиционеры нашли у девушки полукилограммовую баночку чёрной икры. Случай для Астраханской области вполне рядовой. Однако задержанная оказалась лидером питерского отделения Объединенного гражданского фронта, который возглавляет Гарри Каспаров и которому, судя по всему, и предназначался ценный груз. А потому оппозиция мигом переквалифицировала свою воспитанницу из уголовницы в жертву тоталитарного режима.
Из-за катастрофических масштабов браконьерского лова в 2003 году Россия ввела запрет на промышленный лов осетров, а с 1 августа 2007 года принято решение сжигать всю нелегальную осетрину и икру, чтобы она не проникала на рынок под видом "конфиската". Добыча икры разрешена только хозяйствам, занимающимся разведением рыб, а нарушители закона подпали под ст. 175, ч. 1 "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем", предусматривающую наказание от штрафа и исправительных работ до двух лет лишения свободы.
Однако далеко не всех астраханских браконьеров подобное ужесточение закона заставило отказаться от опасного промысла. Если есть спрос на продукт, значит должно быть и предложение. А потому едут в Астрахань курьеры за очередной порцией икорки, идут на самые неслыханные хитрости, лишь бы вывезти драгоценный товар за пределы области. В сети сотрудников милиции попадаются как вполне себе рядовые граждане, так и довольно высокопоставленные чиновники. Не так давно, например, был задержан инспектор территориального управления Федерального агентства по рыболовству РФ (Госкомрыболовство), у которого было изъято около 15 килограммов нелегальной черной икры.
Овчина стоит выделки. По официальным расценкам 100-граммовая баночка осетровой икры стоит порядка 10-13 тысяч рублей. На чёрном рынке цены, конечно, ниже, но ненамного.
Так что полкило икорки, мирно лежавшей в сумке лидера питерского ОГФ тянули на вполне себе кругленькую сумму. По крайней мере для оппозиционеров, постоянно жалующихся на катастрофическую бедность, подобная расточительность весьма подозрительна.
По словам пресс-секретаря петербургского ОГФ Михаила Елисеева, "это была не банка, купленная на рынке, стеклянная, прозрачная. Это была банка с заводской маркировкой, которую ей подарили местные активисты". Так что, либо местные активисты слишком хорошо живут, раз дарят своим столичным гостям столь дорогие подарки, либо просто занимаются незаконной ловлей и производством этого ценного продукта. Более того, вручая Ольге Курносовой злополучную баночку, они не могли не знать, чем чревато для неё желание полакомиться дармовой икоркой. Но... то ли сама Курносова забыла инструкции, то ли ей "забыли" рассказать о гласных и негласных правилах икорного бизнеса.
Тем не менее, исполнительный директор ОГФ Денис Билунов считает, что "все это похоже на проявление нелепого авторитаризма властей, на неудачную политтехнологическую подставу". Учитывая то, что икру Курносовой не подбросили сотрудники правоохранительных органов, а подарили её же коллеги по оппозиционной деятельности, руководству ОГФ впору задуматься о чистоте своих рядов. Тем более, что уже имели место быть случаи разоблачения внедрённых в организацию агентов спецслужб.
Сергей Макаров
Читать эту статью на английском: Black caviar is not reached to Kasparov