Скандал с арестом руководителей нефтяной компании ЮКОС, вокруг которого было сломано немало копий, постепенно уходит в архивы истории. Как показали результаты опроса общественного мнения, всё меньше россиян проявляют интерес к судебным перипетиям вокруг этого дела.
Если в сентябре 2004 года лишь 11% россиян ничего не слышали о деле ЮКОСа, то с конца 2004 по 2006 год эта цифра до 13%, а согласно последнему опросу Аналитического центра Юрия Левады ничего об этом не слышали 20% наших соотечественников. 70% из тех, кто хоть раз слышал о деле ЮКОСа, не следят за новостями на эту тему, а интересуются развитием событий вокруг бывших руководителей компании всего 6% россиян. Практически не интересуются судьбой Ходорковского и его коллег представители молодого поколения и женщины: среди женщин доля ничего не слышавших о деле ЮКОСа достигает 24%, среди молодежи – 34%. Не изменили своего традиционно негативного отношения к нефтяному олигарху наименее обеспеченные группы населения, жители села.
В целом же стоит отметить, что изменилась процентное соотношение его сторонников или противников, сколько увеличилась армия равнодушных. Если в 2004 году негативно к МБХ относилась 30% россиян, то сейчас ярых противников Ходорковского насчитывается порядка 17%. Но при этом 40% респондентов утверждают, что судьба Ходорковского им совершенно безразлична.
Мнения об отказе в условно-досрочном освобождении Ходорковского также не отличались эмоциональности: 51% затруднились ответить на этот вопрос, а среди тех, кто имел более-менее определённое мнение по этому вопросу, 55% сочли этот отказ правильным. Примерно такая же картина наблюдается и в отношении экс-юриста ЮКОСа Светланы Бахминой: примерно половина опрошенных также не сумели вспомнить, кто такая Бахмина и надо ли её освобождать. Впрочем, к забеременевшей в тюрьме женщине граждане отнеслись чуть мягче. Отказ суда в ее условно-досрочном освобождении поддержали только 16% опрошенных (30% не уклонившихся от ответа), тогда как не одобрили его и приняли сторону Бахминой вдвое больше – 36% опрошенных (соответственно 70% тех, кто дал на этот вопрос содержательный ответ).
Итоги, для Михаила Ходорковского и других фигурантов по делу ЮКОСа, откровенно говоря, не утешительные. С одной стороны многие уже забыли о том, из-за чего возник скандал вокруг ЮКОСа и готовы простить проворовавшихся коммерсантов. С другой, большинство граждан России не только забыло, но и совершенно не испытывает интереса к этому делу, окончательно вычеркнув ЮКОС и Ходорковского из своей памяти. И это для бывшего нефтяного олигарха самое страшное.
Пока ещё СМИ в той или иной степени уделяют внимание Ходорковскому и Ко, но перманентно падающий интерес аудитории, в конце концов вынудит и редакторов отказаться от освещения этой темы. Характерно, что постепенно сходят на нет и всевозможные публичные акции в защиту Ходорковского и его сторонников. И даже попытка сбора подписей в защиту Светланы Бахминой обернулись скандалом, связанным с тем, что часть подписантов понятия не имели кто такая Светлана Бахмина, а некоторые и вовсе удивлялись, узнав о том, что подписывались под каким-то письмом.
В частности, как пишет Правда.Ру, не пожелали комментировать свои подписи под письмом в защиту Бахминой режиссеры МТЮЗа Генриетта Яновская и Кама Гинкас, актриса театра "Современник" Ольга Дроздова и актер Дмитрий Певцов. Директор Центрального дома актера Маргарита Эскина честно призналась, что Бахмину не знает и с обстоятельствами ее дела не знакома. Марк Захаров не смог лично ответить на телефонный звонок, а пресс-секретарь "Ленкома" пояснила, что Марк Анатольевич еще ничего не подписывал. Актриса театра "Ленком" Елена Шанина также заявила, что ничего не подписывала, кто такая Бахмина не знает, а об акции со сбором подписей прочла в журнале: "Я совершенно не знаю эту женщину, но я понимаю, что чисто по-человечески, я думаю, что у нас достаточно сильное государство, чтобы иногда совершать гуманные поступки в отношении к своим гражданам".
На сегодняшний день Ходорковского, Бахмину, Алексаняна, Лебедева и др. представляют уже не как невинных жертв, а как просто глубоко страдающих в тюремных застенках людей, не акцентируя внимания на том, по какой причине они там оказались. Для того, чтобы вызвать чувство сострадания, этого, в принципе, достаточно. Но разговоры о какой-либо политической составляющей данной проблемы теряют свою актуальность.
Ольга Некрасова