Политика

Гешефт Каспарова

Один из лидеров оппозиционного движения "Солидарность" Гарри Каспаров приобрёл для своего семейства шикарные апартаменты в Нью-Йорке стоимостью 3,4 миллиона долларов. Оппозиция пребывает в растерянности, связывая эту покупку с предстоящим в движении финансовым кризисом и, возможно, его последующей ликвидацией.

По информации американского издания "The New York observer", у Каспарова есть квартиры в Москве, Санкт-Петебурге, Париже и Нью-Джерси. В Нью-Йорке у него уже была квартира, где живут его жена и дочь. Куплена она была ещё в 2005 году за $320 тысяч, но за прошедшее время её стоимость возросла и Каспаров сумел очень выгодно продать её - за $630 тысяч. Впрочем, денег от её продажи не хватило. Не хватило и имеющихся средств, поэтому Каспарову пришлось брать ещё и ипотечный кредит - $1,25 млн.

Эта новость буквально взорвала российскую блогосферу. Гарри Кимович, конечно, постоянно подчёркивал, что и на покупку недвижимости, и на телохранителей, и на прочие удовольствия он тратит кровно заработанные. А зарабатывает он - много.

Тем не менее, Гарри Кимович последние годы являлся лицом российской оппозиции как в России, так и за рубежом. И именно политическая деятельность отнимала у Каспарова большую часть времени: участие в митингах, "маршах несогласных", конференциях, круглых столах, многочисленные эфиры и интервью СМИ... Одним словом, при таком графике - а ведь приходилось летать ещё в США к семье - времени на ведение каких-либо других дел не было совершенно.

Соответственно и более чем активно проявляла себя оппозиция - будь то "Другая Россия", Гражданский конгресс, ОГФ или "Солидарность". Участники вышеперечисленных объединений обижались на оппонентов, объясняющих их оппозиционные порывы исключительно регулярными финансовыми траншами из-за рубежа. Однако события 2009 года, похоже, расставили все точки над i.

Говорить о том, что в "вашингтонском обкоме партии" забыли о своих российских коллегах не приходится. По крайней мере, даже новоизбранный президент США Барак Обама нашёл возможность встретиться с российскими "несистемщиками", чего ранее с американскими лидерами во время их визита в Россию не случалось. Вместе с тем, сумев отобрать у Никиты Белых идею объединённой либеральной коалиции, Гарри Каспаров в 2009 году как-то очень сильно охладел к политике. Лидер ОГФ не только стал редким гостем на оппозиционных мероприятиях, но не приходил даже туда, где его ждали, что ставило организаторов в очень неловкое положение.

Да и сами оппозиционеры уже не столь охотно бросались в "последний и решительный" бой с действующей властью. Весьма странной выглядела и история со смещением с поста исполнительного директора Объединённого гражданского фронта Мариной Литвинович. Поводом для её увольнения стала статья в Газете.ру "Большинство перемен", в которой она призвала оппозицию "не застревать в конфронтационной риторике и маргинальщине" и поддержать президента Дмитрия Медведева в модернизации страны. По словам Гарри Каспарова Литвинович пыталась таким образом "заставить оппозицию сотрудничать с Медведевым". Однако прозвучали и другие версии. Например, некоторые считали, что со стороны Литвинович это был сознательный шаг, поскольку в ОГФ сложилась крайне неприятная ситуация в финансовом плане без каких-либо дальнейших перспектив к улучшению. И, судя по всему, эти предположения возникли не на пустом месте.

Сегодня несистемная оппозиция в России переживает не лучшие времена, испытывая не только кадровый кризис, но и кризис идей. По сравнению с "несогласными" гораздо более радикально ведут себя партии, кои каспаровцы называли не иначе как "карманной оппозицией Кремля" - ЛДПР, КПРФ, "Справедливой России". Усугубляется ситуация и внутренними проблемами в той же "Солидарности", что приводит к ещё большему расколу.

К Каспарову, впрочем, всё это имеет сейчас крайне отдалённое отношение. Он, действительно, умеет не только зарабатывать деньги, но и жертвовать фигуры и целые партии. Разумеется, не только шахматные.