Конференция "Другая Россия" началась, как и предсказывали организаторы, с череды скандалов. Уже на подходе к гостинице "Ренессанс-Москва" стало ясно, что скучать ни её участникам, ни журналистам не придётся.
Все подступы к гостиницы были перекрыты: с одной стороны стояла милиция, с другой - молодёжь, объявившая территорию гостиницы "американской резервацией". Загримированные под индейцев активисты движения "Молодая гвардия" пытались объяснить как участникам конференции, так и обычным прохожим простую истину: "Другая Россия" - это не только название оппозиционной конференции, проходящей в шикарном отеле. Это резервация, охраняемая правительством США". Единственный, правда, кто выразил несогласие с пикетчиками, стал лидер "Трудовой России" Виктор Анпилов, вступивший в перепалку с загримированным "индейцем", в котором, разумеется, оппоненты к согласию так и не пришли.
Чуть поодаль от "индейцев" расположилась фотовыставка "Другая Россия", материалы для которой были любовно подобраны движением "Наши". Надо сказать, что экспонаты, на которых фотографии главных действующих лиц конференции сопровождались едкими комментариями, вызвали интерес даже у устроителей конференции, оценивших креатив, изящество и качественное исполнение плакатов. С содержанием, правда, дело обстояло сложнее, поскольку сторонники Лимонова или Касьянова никак не могли согласиться с тем, что первый является "фашистом, призывающем всех брать пример с Гитлера", а другой "обещал в обмен на помощь продавать Западу нефть по 20 долларов за баррель". До драки, правда, дело не дошло, и противоборствующие стороны пообещали друг другу встретиться в другой раз и в другой обстановке. Как стало ясно чуть позже, "другой момент" наступил гораздо раньше, чем на это рассчитывали.
Вообще же, наверное, можно было бы согласиться с большинством тезисов, озвученных выступающими на конференции докладчиками. Далеко не всё гладко в России с построением гражданского общества, существует очень много проблем, которые только предстоит преодолеть. Это касается и свободы региональной прессы, и коррупции в чиновничье-бюрократической среде, и несовершенством избирательной системы, и ещё многого другого. Но возникла одна проблема: пока в зале заседаний говорилось одно, в кулуарах конференции творилось совершенно противоположное.
Как ни странно, но люди, говорящие о гражданских правах и свободах, что называется не отходя от кассы, тут же грубо их попирали. В ответ на операцию властей "Заслон", призванную, по словам делегатов конференции не допустить их на мероприятие, Оргкомитет "Другой России" организовал операцию "Заслон-2", рекрутировав под этот проект лучшие кадры Национал-большевистской партии. Задача была поставлена предельно просто: не допустить на конференцию неугодных журналистов и провокаторов. И если с первой частью задания "полицмейстеры" справилась блестяще, то вот "бодигарды" из них вышли весьма посредственные.
Жертвами бдительной "службы охраны" стали корреспонденты сразу нескольких изданий. Двух журналистов "Правды.ру" просто не пустили дальше стола аккредитации. Представившийся начальником охраны заместитель московского отделения НБП Павел Жеребин заявил одному "правдисту", что в зале нет мест, а второго просто не пустили без всякого объяснения причин. Тех же, кто проскочил мимо "охранников", вылавливали уже внутри. Буквально под руки вынесли из фойе конференц-зала журналистку газеты "Взгляд" Татьяну Кособокову. "Это не журналистка, это провокатор! - гордо заявил "начальник охраны НБП". - Мы не хотим видеть газету "Взгляд" на нашей конференции!". А попытавшемуся вступиться за коллегу журналисту Олегу Кашину лишь пренебрежительно бросил: "Тебя не трогаем только за старые заслуги". Ещё одна журналистка смогла пройти внутрь лишь после того, как за неё вступилась менеджер по связям с прессой Наталья Морарь, буквально за руку протащившая в зал представителя прессы мимо звероподобных секьюрити. За остальными подозрительными лицами была установлена слежка и "неблагонадёжными" неотступно следовали НБ-филеры.
Но бороться с миролюбивыми слугами пера оказалось легче, чем с радикально настроенными противниками. Лишь нерасторопность "террориста" позволила лидеру РНДС Михаилу Касьянову избежать хлёсткой пощёчины. А уж как в строго охраняемый зал проникли два "евразийца" (члены "Евразийского союза молодёжи"), устроившие перформанс прямо во время выступления посла Великобритании Тони Брентона... За свою дерзость, впрочем, "евразийцы" поплатились. Взбешённые охранники Гарри Каспарова при поддержке нацболов вынесли их из зала, попутно награждая внушительными тумаками. А после того как возмутителей спокойствия затолкали в лифт, главный нацбол пояснил, что это "фашисты", которые желают их, свободных россиян, смерти.
После этого в искренность ораторов "Другой России", ратующих за свободу слова, верилось с трудом. Всё это больше походило на сведение счётов между оппозицией и представителями власти. "Раз власть нас прессует, значит и мы будем поступать также, и к чёрту все условные права человека" - ясно читалось в глазах национал-большевиков, уже держащих перед глазами "расстрельный" список. По сути, национал-большевистская идеология "штыком коли, прикладом бей" сводит на нет все усилия правозащитников, выступающих за свободу политических взглядов и убеждений, и либералов, ратующих за развитие демократических институтов и построение гражданского общества в России.
К чему, при "лимоновской" логике решения проблем, может привести идея о создании общественного телевидения? Генеральный секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко может теперь сколько угодно говорить о выполняющих спецзаказ Добродееве и Эрнсте, об "иллюзии независимости" на "Эхе Москвы", о фальшивом бунте в "Южном Бутово", спровоцированном врагами Лужкова, - но будет ли в этом толк, когда находятся силы, считающие, что настоящую демократию можно только "разрушив всё до основания, а затем... А потом будет другая Россия. Вот только такую Россию меньше всего хотели бы видеть иностранные гости конференции, как, например, британский посол Тони Брентон, уверенный, что сегодня в России "люди могут собираться и обсуждать внутренние проблемы страны, чего они, конечно, не могли делать 20 лет назад".
И, скорее всего, именно об этом говорил отказавшийся от участия в "Другой России" лидер СПС Никита белых, утверждая, что "Анпилов никогда не станет демократом, как и Лимонов". "Получи они власть, и о демократии они тут же забудут, о союзах и договоренностях на принципах свободы и демократии они забудут, почитайте программы их партий. - пишет Никита Белых. - Печально, если "Другая Россия" станет демонстрацией силы, пассионарности и организационных возможностей НБП и личной харизмы Лимонова. Ведь из всех ее участников именно Лимонов - единственный, кто сейчас торжествует. А в стане демократов и в гражданском обществе возникли острые разногласия".
Это был только первый день конференции. И сохраняется надежда, что завтра, когда правозащитников сменят политики, дышать в "Другой России" станет немного свободнее.
Игорь Кулагин
Читать эту статью на английском: "Limonovtsa pull the plug" Other Russia "