В ближайший понедельник, 14 сентября, в Ярославле пройдёт международная конференция пройдет международная конференция "Современное государство и глобальная безопасность", на которую съедутся интеллектуалы со всего мира, чтобы обсудить варианты развития посткризисного будущего. Обсуждение будет вестись в рамках четырёх тематических секций. О том, какие вопросы будут подняты участниками секции "Межгосударственное сотрудничество и эффективность глобальных институтов", рассказал её модератор, глава правления Института современного развития Игорь Юргенс:
- И международное сотрудничество, и межгосударственное сотрудничество, и глобальные институты - это очень большая тема, которая начинается с того, удовлетворены ли мы системой Организации объединенных наций, Советом безопасности, его компоновкой, постоянными членами Совета безопасности, правом вето, всех этих государств, которые закончили победителями Вторую мировую войну, и с тех пор ничего не менялось? "Восьмерка" нас удовлетворяет, как группа лидеров восьми стран, или она должна перерасти в реальную "двадцатку"? Нужен ли им с точки зрения международной управляемости какой-то аппарат, какое-то право выносить обязывающие решения, или это клуб сначала восьми, потом двадцати, насколько он эффективен?
Организация экономического сотрудничества и развития, вся система глобальной управляемости экономической, финансовой, которая показала свои слабости в ходе кризиса - вот это все куда идет.
Почему нам это нужно - потому что развивающиеся проблемы глобализации делают некоторые вопросы вне компетенции Российской Федерации. Мы не можем бороться с международным терроризмом, основываясь только на своем праве. Мы не можем развивать международные финансовые системы, без заимствований которых нет российской экономики, без того, чтобы не включится в систему регулирования этих международных финансовых систем. Мы не можем, с моей точки зрения, затягивать вступление в ВТО по той же причине. Мы - торговая нация экспортоориентированная. Именно из-за этого наш кризис был таким тяжелым и является таким тяжелым по сравнению с кризисом других стран, а мы в то же время затягиваем вступление в ВТО, применяя какие-то тактические и стратегические, давайте порассуждаем вместе, методы для того, чтобы затянуть или ускорить вступление в эту организацию, по-моему, затянуть.
Вот эта вся глобальная управляемость, она - не просто игрушка, которой президент, два премьер-министра и очень умные люди займутся в Ярославле, это вопрос нашего выживания - Российской Федерации в этом глобальном мире, потому что, повторяю, по сравнению с периодом до Второй мировой войны и после Второй мировой войны, по сравнению с периодом "холодной войны", когда все-таки "железный занавес" был еще возможен, в том числе, экономический "железный занавес", - сейчас он невозможен. Если мы не встроимся в систему глобальной управляемости - будущее России очень туманно и, возможно, печально.
Все эти темы рассмотрят очень серьезные люди. Мне поручено модерировать (секцию. прим. ред.) вместе с президентом французского Института международных отношений академиком французской академии Тьерри де Монбриалем - известным специалистом в этой области. Выступают у нас люди, тоже в общем понимающие, о чем они говорят: нобелевский лауреат мирового уровня футуролог Элвин Тофлер, профессор социологии нью-йоркского университета, председатель совета по социологическим исследованиям Крейг Калхун, исследовательский центр "Новая Америка" представлен Параг Ханом, и очень интересное выступление мы ждем от бывшего члена политбюро КНР, вице-премьера, министра иностранных дел Тан Цзясюанем, потому что взгляд китайцев мировую управляемость в настоящий момент по понятным нам причинам очень важен. Мы договорились и получили подтверждение третьего лица в нашем государстве Сергея Михайловича Миронова - председателя Совета Федерации - о том, что он поделится с нами теми выводами, которые в ходе работы его различных рабочих групп, как в Совете Федерации, так и вместе с Социнтерном, они разработали по управлением климатом, тоже международный инструмент по управлению климатом Киотский протокол. Сергей Михайлович поделится этим. У нас в работе групп принимают участие академики Пенкин ИМЭМО РАН, академик Торкунов МГИМО, академик Наумкин - директор Института востоковеденья Российской академии наук, академик Пивоваров - директор Института научной информации по общественным наукам и ряд других очень известных людей.
К этому можно добавить, что сейчас проходит заседание Валдайского клуба, таких русологов, политологов, которые интересуются нашей тематикой со всего мира, очень квалифицированных людей, они в настоящий момент в Якутске, завтра возвращаются, и целый ряд из них присоединяется к нашему круглому столу в Ярославле.
Возникает один вопрос, которым я бы хотел поделиться с вами. Может быть впервые то, что мои коллеги, которые проводили брифинг по предыдущим трем круглым столам, еще, наверное, этой информацией не обладали. Мне кажется, что политическое руководство страны хочет, чтобы этот форум стал постоянно действующим, или, по крайней мере, проходил на регулярной основе. В стране тогда возникают два очень крупных форума такого уровня представительства - это Санкт-петербургский экономический форум, и Ярославский политический форум.
Для того, чтобы это осуществить, нам нужно нащупать, в том числе в рамках работы нашего круглого стола такую тему сквозную, которая была бы интересна для продолжения ее исследования. В настоящий момент наши консультации с коллегами в Испании и во Франции приводят к тому, что такой темой может быть миграции в целом.
Почему выбор пал на эти две страны, потому что главы государств, главы правительств этих стран прибывают к нам на форум - премьер-министр Сапатеро и премьер-министр Фийон. Исследователи в этих странах накопили огромный интересный опыт миграции и международных норм в этой области, поскольку они занялись этим раньше, чем в РФ. Этот опыт как положительный я условно назову - мультикультурализм, т.е. те мигранты, которые приезжают постепенно перевариваются экономической, культурной и образовательной системой Испании и Франции, хотя первоначально представляют иногда проблему, как мы видели осенью прошлого года во Франции с бунтами молодых людей из бывших колоний Франции.
Тем не менее, общий государственный механизм Испании и Франции, ему удается, основываясь на теориях мультикультурализма, адаптировать этих людей к французской и испанской культуры, к европейской культуре в целом, сделать их них лояльных граждан. Напомню, что в РФ до 20 - 25 года для сохранения производительности труда, которая есть в РФ хотя бы, надо завезти от 18 до 25 млн. мигрантов. Некоторые этнические стычки, которые уже происходят в Москве и в других городах, противоправная и отвратительная деятельность скинхедов, говорит о том что проблемы перед нами большие. Мало того, что надо будет адаптировать как низко квалифицированную, куда не идут россияне работать, силу рабочую, так и высоко квалифицированную рабочую силу, где нам не хватает - в банковском, в финансовом, в высоко технологичных секторах менеджеров специалистов соответствующего уровня образования, их надо привлечь в Россию, иначе нам модернизационный проект России не удастся. Так вот около 18 млн. людей адаптировать в РФ - это огромная проблема.
Мы хотим поделиться с испанскими и французскими друзьями опытом. Вернее, они поделятся своим опытом с нами, а мы расскажем о тех проблемах, задумках, которые есть у нас.
Оттолкнувшись от свободы передвижения мигрантов, поскольку они нам нужны, а мы должны организовать дело таким образом, чтобы им было и выгодно, и интересно ехать в Россию работать, оттолкнувшись от этого, мы могли бы в ходе председательства Испании в ЕС, которое начинается в январе следующего года, рассмотреть уже вполне конкретную идею безвизового обмена между Россией и Европейским союзом. Если такие потоки мигрантов будут перетекать из страны в страну, в том числе из России на территорию ЕС, пока ставить вопрос о безвизовом обмене. Есть послабление в двухстороннем плане для студентов, ученых, бизнесменов, дипломатов, государственных деятелей. Но это еще не безвизовый обмен для граждан. Если это произойдет или мы, По-крайней мере, совершим в ходе испанского председательства крупный шаг в этом направлении, то вся та озабоченность, которая есть у многих русских в отношении Запада, в отношении враждебности, безопасности, и в отношении многих других вещей во многом будет ослаблена, потому что свободный проезд туда и обратно, свободное пользование культурами друг друга, образованием и т.д., и т.п.- это снимает большое напряжение.
С Европейской стороны озабоченности массовым притоком россиян или какой-то огромной миграцией и т.д. тоже безосновательны. Границы Европы открыты для приблизительно для полутора миллиона русских, которые живут в Балтийских странах - и ничего не произошло, уровень преступности не повысился. Русскоязычные, которые прибывают из этих стран, нормально работают, законопослушные, нанимаются на сезонные или какие другие работы, возвращаются к себе и т.д. Уровень озабоченности скорее был со стороны новых членов ЕС. Предположим, итальянцы обеспокоены тем, что творят у них румыны на территории т. д. Повторяю, здесь абсолютно нет места никакой ксенофобии - румыны тоже довольно быстро привыкнут к правилам житья в Италии и будут адаптированы, в этом нет сомнений. Но русские уже доказали, что они не являются угрозой для так называемого общеевропейского гражданства, я думаю, мы можем в ходе нашего круглого стола, в ходе обсуждения ярославского форума в целом поговорить о том, что пора приступать к конкретному вопросу безвизовой жизни на европейском континенте.
Еще один вопрос... Нам кажется, что статья, которая вышла в «Российской газете» - программное заявление министра иностранных дел Лаврова, очень вовремя и кстати. Я напомню ключевую мысль: между бывшими сверхдержавами Россией и США нет противоречий и нет оснований для конфронтации, наоборот, появились общие вызовы. И весь антиамериканизм надуман.
Возможно, мы подступает к какому-то перелому в своем сознании и хотел бы чтобы этот перелом стал постоянным. Мы будем поднимать вопрос на нашем круглом столе, что некоторые практические шаги российской федерации в отношении международного регулирования не соответствуют этому перелому, этому настроению. В данном случае я имею виду в первую очередь процесс вступления во всемирную торговую организацию. Нас не удовлетворяет та непонятная ситуация, которая имеет место в этом отношении. Нас озаботил тот факт, что РФ передала Португалии как стране депозитарию письмо о том, что мы приостанавливаем свое участие в договоре об энергетической хартии - это создаст очень много проблем с нашей точки зрения - специалистов института в энергетической сфере, которая является одной из основных сфер сотрудничества между Россией и Европой. В том числе по транзиту, по украинскому транзиту и т.д. Мотивы этого поступка нам не вполне ясны, обоснование, которое было сделано, нас не удовлетворяет.
Суммируя вышесказанное, хочется отметить, что мы находимся на той стадии, когда внешний мир является абсолютно непосредственным фактором внутреннего развития России. Отделить одно от другого невозможно, не понеся потерь. К этому внешнему миру надо быть дружелюбным учитывая, что он не обязательно враждебен и не обязательно дружелюбен. Надо оценивать каждый фактор внешней жизни с точки зрения национальных интересов надо - и мы будем это делать. Но общий тон, который прозвучал с начала событий на Кавказе в прошлом году и общим рефреном как-то постоянно время от времени всколыхивается в СМИ, в заявлениях некоторых политических лидеров, - нас не устраивает. Мы считаем, что для модернизационного развития России нам нужно спокойное мягкое дружелюбное позиционирование РФ в мире и в Европе.
Читать эту статью на английском: Igor Jurgens: "The outside world is a direct factor in Russia's internal development"