Политика

День народного гнева. Взгляд из Израиля

Какая связь между намеченным на 14 марта Днём народного гнева в Москве и бизнес-проектами Леонида Невзлина в Израиле? На первый взгляд, вроде бы ничего общего. Но только почему-то одним из основных лозунгов московской акции станет требование отставки мэра столицы, а Леонид Борисович ни с того ни с сего с "других берегов" начинает обличать Юрия Лужкова. Совпадение? Может быть. Но только в политике любое совпадение называется закономерностью.

В последнее время близкие к окружению экс-акционера ЮКОСа люди говорят об увеличившихся денежных траншах в Россию. Их недовольство понять можно: чем больше денег утекает российским "несогласным", тем меньше остаётся в кассе Фонда НАДАВ. С другой стороны, всё это можно рассматривать в качестве бизнес-инвестиций, которые вскоре принесут немалые дивиденды. Тем более, что "под заказ" попала семейный бизнес мэра Москвы.

"Более наглых коррупции и воровства не знала история России (разве что питерская группировка претендует на те же масштабы). Основная часть лужковско-батуринских активов украдена из городского бюджета, - пишет в своём блоге Леонид Невзлин, сопровождая текст карикатурой "Батуринград". - А теперь пришло подходящее время - компанию они обескровили и намеренно банкротят". Говоря о преднамеренном банкротстве, Невзлин ссылается на статью "Коммерсанта" о том, что компания "Интеко" Елены Батуриной просит государственных гарантий по кредитам на 49 млрд руб.

"Кэш вывезли из страны, что проверить нетрудно: простая ревизия, сопоставляющая горбюджет и бизнес Батуриной, раскроет все тайны.
И уж совсем тяжело не обнаружить обильную лужковскую недвижимость в Испании, Англии, Австрии, Марокко и т.д. Платить по счетам придется - если не при этой власти, то при следующей", - заключает Леонид Борисович.

До последнего времени говорить о каком-то конфликте между Невзлиным Лужковым не приходилось. Скорее уж можно было предположить обратное, после ходатайства адвоката г-на Невзлина вызвать в суд Юрия Лужкова, Валерия Шанцева и Михаила Ходорковского. По словам адвоката, он хотел, чтобы эти свидетели выступили в защиту бывшего акционера "ЮКОСа". Более в публичном сфере интересы мэра Москвы и беглого олигарха не пересекались.

Тем не менее, вышеописанная цепочка событий привела к организации в Москве "Дня народного гнева", на стикерную и медийную рекламу которого были выделены значительные средства. В ОГФ, кстати, говорят, что бюджет акции 14 марта превзошёл бюджет проведённого 12 марта Дня несогласных. Хотя уж "каспаровцам" грех жаловаться на недостаток финансирования. Исходя из присутствия в заявке ОГФ и "Солидарности", денежный транш подвергся серьёзным корректировкам.

Дело в том, что Сергей Удальцов, по слухам, получает зарплату именно в офисе ОГФ. Да и, собственно, поездки по регионам, равно как и организацию учредительной конференции Левого фронта, лидер АКМ оплачивал не из своего кармана. По всей видимости, после 14-го числа мы ещё станем свидетелями взаимных претензий участников акции, недовольных итоговыми результатами. Как обычно, в анонсе акции число участвующих в ней организаций явно превышает количество реально пришедших на митинг оппозиционеров. К тому же, многие из заявленных партий или движений и знать не знают о том, что они участвуют в акции. Так, например, произошло с "Яблоком", представители которой были удивлены известием о своей "Солидарности" с "Левым фронтом", да ещё и по поводу отставки Лужкова.

Зато хорошо известно, как именно составляются бюджеты подобных акций, в которые закладывается явно завышенные цифры: как по числу участников, так и по их оплате.

Не так давно бывший лидер ярославского ОГФ предал огласке отчёты местных отделений Левого фронта, ОГФ и ряда других, входящих в орбиту "несогласных" движений, наглядно иллюстрирующих схему проведения протестных акций.

В частности, согласно смете ярославского отделения "Левого фронта", ежемесячный оклад руководителей отделения - Александра Вдовушкина, Ивана Овсянникова и Алексея Тихомирова - составлял 50 тыс., 25 тыс. и 10 тыс. рублей соответственно. Кроме того, оплачивался поход в баню для активистов в сумме 12 тыс. рублей. Отдельной статьёй расхода шли акции. Так, проведение "Дня гнева" в Ярославле стоило около 60 тысяч рублей (в том числе оплата массовки), а командировочные одного человека на московскую акцию составляли одну тысячу рублей. Впрочем, как пояснил сам Волхонский, в реальности дело обстоит немного иначе. Получает координатор движения на проведение акции в своём городе 10 тысяч рублей. А в итоговой смете подписывается под суммой в 50 тысяч. Куда уходят "виртуальные" 40 тысяч можно только догадываться.

Так что беспокойство сотрудников Фонда вполне оправданно. В цивилизованной стране люди уже отвыкли от приписок и коррупционных схем проведения расчётов. Тем более, что крадут, по сути, из их кармана. Пусть даже эти деньги и были когда-то вывезены из России.