"Общественные организации всегда пушечным мясом для политиканов, - заявил президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров, объясняя, почему правозащитникам нельзя вставать под знамёна политических партий. - Это всё напоминает отношения соблазнителя и девственницы, которая интересна тому лишь до акта дефлорации".
Лишить правозащитников невинности в день Конституции РФ пытались многие. Конференц-зал гостиницы "Космос" ломился от явных и потенциальных кандидатов в президенты от оппозиции. Михаил Касьянов, Гарри Каспаров, Владимир Рыжков, Борис Немцов и даже приславший письменное обращение к участникам 4-го Всероссийского гражданского конгресса Владимир Буковский рассчитывали поразвлечься с весьма потрёпанной, но ещё не потерявшей привлекательности девственницей-правозащитницей. Но успеха должен был добиться только из них.
Лидер ОГФ Гарри Каспаров уже давно клеился к правозащитному сообществу и даже получил пост сопредседателя ВГК. Однако неадекватная политическая деятельность Каспарова заставила старейшин ВГК усомниться чистоте намерений экс-шахматиста. В октябре этого года трое сопредседателей ВГК - Людмила Алексеева, Александр Аузан и Георгий Сатаров - призвали Гаррри Каспарова добровольно покинуть пост сопредседателя. "Сейчас с сожалением приходится констатировать, что "Другая Россия" перестала быть переговорной площадкой, а как коалиция она сжалась и стала дрейфовать на политическую обочину", - заявляли авторы письма. По их мнению, сам факт выдвижения Каспарова "в качестве кандидата в президенты от части оппозиции" "обесценил" идею выдвижения единого оппозиционного кандидата, а также создал для него "конфликт интересов". В связи с этим правозащитники считают необходимым приостановить деятельность Каспарова как сопредседателя ВГК.
Каспаров обещал подумать над этим предложением, однако 12 декабря стало ясно, что он сдавать свои позиции не намерен. Неформальный лидер "Другой России" появился в зале в окружении нескольких десятков своих сторонников, включающих активистов ОГФ и СПС, которые и создавали на протяжении всего хода заседания необходимый шумовой эффект.
Конфликт обозначился сразу же. Отсутствовавшая по причине болезненного недуга правозащитница Людмила Алексеева прислала обращение, в котором ещё раз подчеркнула, что "в недрах конгресса проявились тенденции его переориентации на политическое противостояние путинскому режиму под лозунгом "Россия без Путина", в то время как ВГК "является неполитическим объединением" и превращение коалиции в радикальное политическое объединение может привесати к тому, что "те правозащитники, которые разделяют мое представление о миссии правозащитного движения, вынуждены будут выйти из ВГК". Комитет действия ВГК также выступил с рекомендацией сократить количество сопредседателей ВГК до трёх человек и исключить из числа претендентов представителей политических организаций. То же самое, впрочем, относилось и к лидеру движения "За права человека" Льву Пономарёву, к которому Людмила Алексеева давно уже не питает дружеских чувств и заявившая своим коллегам, что если Пономарёв каким-то чудом станет одним из сопредседателей, ноги её больше не будет в ВГК.
Каспаровская клика приняла бой, забросав руководителей ВГК обвинениями в том, что их деятельность носила нулевой эффект, а сами они занимались лишь осваиванием средств. Сам Гарри Кимович и вовсе заклеймил Сатарова и Алексееву чуть ли не наймитами Кремля. "Деполитизация конгресса будет означать, что гражданское общество согнулось", - кричал бывший шахматист, уверяя, что в этом случае правозащитникам останется лишь "вымаливать подачки в кремлёвских коридорах, потому что в кабинеты вас уже не пустят".
Но самый настоящий цирк "каспаровцы" устроили во время голосования по процедуре выборов сопредседателей ВГК. Сторонники Каспарова в штыки воспринимали любую попытку делегатов съезда сделать собственный выбор: оспаривали результаты голосования, уличали счётную комиссию в фальсификациях, предлагали назнчать переголосование по тому или иному вопросу, назначив при этом наблюдателей, следящих за честностью выборов, а ведущего конференции низложить, заменив на более лояльную к ним фигуру.
- То есть вы планируете голосовать до победного конца? - переспросил ведущий сегодняшнего собрания Юрий Джибладзе у "несогласных". И, получив, видимо, утвердительный ответ, печально добавил: "Хороша демократия, хороши демократы... Я в ужасе, если эти демократы придут к власти".
В итоге, обсуждение процедурных вопросов затянулось на несколько часов. И только ближе к вечеру стали известны результаты выборов. По итогам голосования Гарри Каспаров всё же вошёлв число вночь избранных сопредседателей наравне с Людмилой Алексеевой и Георгием Сатаровым. Александр Аузан не смог набрать необходимого количества голосов.
Акт дефлорации свершился.
Арина Семёнова
Читать эту статью на английском: As Kasparov defenders of innocence deprived