Политика

Кто "распилил" бюджет "несогласных"?

Такой заголовок вполне уместен в статье, посвященной финансовой стороне организации т.н. «марша несогласных». А именно про это и хотелось бы поговорить - про то, как в денежном измерении проходит подготовка мероприятия, главным лозунгом которого стал слоган «Ты сидишь дома – они пилят Россию!»

Что ж, дамы и господа, посмотрим – кто и как пилит. По свидетельству самого Гарри Каспарова, его затраты на подготовку марша уже превысили один миллион рублей, о чем он заявил в интервью информационному агентству АПН. Вопрос о происхождении этих денег не ставился, да и не так интересен, поскольку, зная известную прижимистость Гарри Кимыча нетрудно предположить, что тратит он не свои. Кто и как внес эти деньги на подготовку мероприятия – отдельная тема, к которой можно будет вернуться позже. Сейчас интереснее примерно подсчитать затраты на пропагандистские акции, проведенные в рамках подготовки марша.

Насколько нам известно, пока таких акций было две: выпуск газеты и изготовление тиража стикеров для расклейки в метро, общественном транспорте и т.п. Сначала о газете. Специальный выпуск каспаровской многотиражки «Объединенный Гражданский Фронт», вышедший под логотипом «Марш несогласных», был отпечатан тиражем в 150 тысяч экземпляров в Красногорской типографии. По свидетельству начальника производственного отдела типографии Марины Наумовой, стоимость одного экземпляра подобной газеты: восьмиполосной, двухцветной, формата А3, при условии тиража в 150 тысяч экземпляров – составит 1 рубль 21 копейку, включая стоимость бумаги. То есть расходы на производство такой газеты составили для заказчика 181500 рублей. Еще порядка двух тысяч рублей обошлась доставка в центр Москвы.

Но это максимальные цифры, поскольку, по свидетельству той же Наумовой, «торг вполне уместен» и возможны серьезные скидки. По крайней мере, до 1 рубля 10 копеек они согласились уступить в разговоре по телефону. Поэтому скорее всего все затраты на спецвыпуск, в плане полиграфии обошлись Каспарову в 160-170 тысяч рублей. Поскольку сама газета, по своему содержанию представляет из себя фактически большую листовку, с манифестом и репликами «лидеров непримиримой оппозиции», то редакционные затраты не имели журналистской составляющей и ограничивались расходами на верстку и макетирование, не более 100 – 150 долларов.

Распространение такого тиража у станций метро по опыту проведения предвыборных кампаний требует не более 100 человеко-дней работы. То есть либо один человек раздает весь тираж за сто дней (шутка), либо сто человек за один день, либо пятьдесят человек за два дня. Один человек должен раздавать за день полторы тысячи экземпляров, таковы, кстати и нормативы при раздаче бесплатных рекламных газет. Даже если предположить что Гарри Кимыч нанял закоренелых лентяев, то раздаваться должно не менее одной тысячи экземпляров в день на одного работающего.

Вполне возможно, что часть распространителей работает бесплатно, за идею, хотя, признаться, я таких в людей не видел уже давно. Наверное не с теми общаюсь. Предположим, что прижимистый Гарри Кимыч на сей раз решил изменить своим принципам и оплатить всех раздатчиков газеты. Предположим, по максимальной ставке, по тысяче рублей за смену, чтобы потом, после шествия благодарный народ слагал легенды и пел песни о каспаровской щедрости. Получается 100-150 тысяч рублей затрат на раздачу газеты у метро.

Итого на подготовку, печать, перевозку и распространение газеты не могло уйти более 260 – 310 тысяч рублей, это по максимуму. Реально, скорее в пределах 240 – 250 тысяч. Тираж стикеров нам точно не известен, но стандарты рекламных кампаний подразумевают пропорции 1:50, то есть на один наклеенный стикер должно приходиться около пятидесяти единиц печатной продукции. А поскольку никаких листовок оппозиция не распространяла, ограничившись газетой «Марш несогласных», то стикеров никак не могло быть более трех тысяч. Однако даже эта цифра совершенно невероятна – такое количество наклеенных в метро и общественном транспорте стикеров просто било бы в глаза! Тем не менее они встречаются очень редко, что позволяет оценить их количество не более чем в одну тысячу, да и то – это очень щедрое предположение. Стоимость такого тиража стикеров не превышает пяти тысячи рублей– по пятерке за стикер, что тоже весьма щедро.

Расклейка – примерно столько же, это если предположить, что всю эту тысячу стикеров расклеили, а не выбросили в ближайшую помойку, что, скорее всего и произошло. То есть расходы на стикеры, вместе с расклейкой, обошлись менее чем в тысячу долларов.

Следовательно, на газету и стикеры ушло в совокупности никак не более 300 тысяч рублей, по самой максимальной оценке. И все. Больше никакой печатной продукции «непримиримые оппозиционеры» не произвели на свет божий. Рекламных материалов на платной основе в СМИ они не размещали. Огромных масс сторонников из регионов они не привозят, а те кто приедет, несколько десятков любителей потусоваться на митингах, едут за свой счет.

Так где же остальные деньги из каспаровского миллиона? Куда делись оставшиеся 700 тысяч рубликов? Конечно, я далек от мысли, что Гарри Кимович станет тырить деньги из оппозиционного общака. Не верю в это. А вот в то, что стая присосавшихся к оппозиции тупых и жадных пиарщиков, без зазрения совести «развели» и Гарри Кимыча, и Михал Михалыча Касьянова на бабки, могу поверить вполне, поскольку неплохо знаю их нравы. Сдается мне, что сравнив расходы на марш, с его реальной отдачей, в виде 300-400 пришедших, Гарри Кимыч начнет проверять судьбинушку сгинувшего бесследно миллиона и горько шептать сквозь слезы, повторяя историческую фразу Геращенко: "Сп...ли, бл..ди, сп..ли!"

Николай Невский