В среду президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект об упрощенной деятельности некоммерческих организаций (НКО). Изменения направлены на снижение административных барьеров, ограничения избыточного вмешательства в деятельность НКО, а также избирательного и произвольного применения законодательства по отношению к ним.
Законопроект, в частности, предуматривает периодичность проверки деятельности НКО один раз в три года, а не каждый год, как было предусмотрено действующим законодательством. Сокращается перечень документов, которые органы юстиции вправе запрашивать у некоммерческой организации. В частности, проверяющие будут лишены возможности требовать документы, содержащие сведения, которые могут быть получены от органов государственной статистики, надзора и контроля, а также от кредитных и иных финансовых организаций. Упрощается процедура регистрации: ошибки в документах приведут не к отказу в регистрации, а лишь к ее приостановке. Соответственно допустившие ошибку при подготовке документов инициативные группы смогут устранить недочёты и повторно обратиться в регистрирующие органы. Кроме того, сам срок рассмотрения заявки на регистрацию НКО сокращается с месяца до 14 дней, а для организаций, чей годовой доход не превышает 3 млн руб., и в состав учредителей которой не входят иностранцы, вводится облегченный режим: они представляют лишь заявление в Минюст.
"Вы знаете, что 90 процентов российских НКО - это маленькие "НПОшки", небольшие организации, годовой оборот каждой из которых не превышает 3 млн рублей, а штатная численность, как правило, несколько человек. В то же время у них обремененная отчетность, и это не способствует упрощению их деятельности, поэтому есть предложение эту отчетность упростить", - сказал президент во время вчерашней встречи
в Кремле с председателем Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллой Памфиловой и членами Общественной палаты.
Впрочем, как и ожидалось, предлагаемые президентом России поправки в законодательство об НКО, не вызвали особого восторга и правозащитников-оппозиционеров. Главной претензией к предлагаемому законопроекту стало то, что вышеозначенные послабления распространяются только на российские НКО. Для организаций, в составе учредителей входят граждане иностранных государств, которые финансируются из зарубежных источников - пока всё остаётся по прежнему.
"Что касается международных НКО, то рассмотрение этого вопроса запланировано у нас на третьем этапе", - сказала председатель Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, пояснив, что сегодняшние поправки рассматриваются как первый этап в реформировании. Второй этап изменения законодательства, по ее словам, будет касаться облегчения экономической жизни НКО, "включая развитие благотворительности, волонтерства и так далее". "Третий этап, который мы предполагаем начать уже с 2010 года, - это системный анализ всего законодательства, снятие всех противоречий, связанных с правовым обеспечением деятельности НКО", - сообщила Памфилова.
По словам члена Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Ярослава Кузьминова, подобная задержка связана с вопросом о "новой кодификации НКО", поскольку для того, чтобы "выделить те НКО, которые реализуют публичный общественный интерес, а не интересы экономических игроков, потребуется серьезная работа юристов". "Вопрос об иностранных НКО - это правовая проблема, она связана с защитой национальных интересов России, потому что работа организаций с деньгами, которые поступают в массовом порядке из-за рубежа, естественно, вызывает беспокойство у госструктур, которые отвечают за госбезопасность. Это естественно", - считает Кузьминов.
Впрочем, надо отметить, уже на первом этапе для иностранных НКО сделано одно послабление: из перечня оснований для отказа во внесении в реестр исключено одно из самых скандальных - если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной НКО "создают угрозу национальному единству, самобытности и культурному наследию РФ".
Тем не менее, входящие в т.н. "оранжевые" коалиции правозащитники скептически оценивают нововведения. Глава МХГ Людмила Алексеева считает, что эта версия закона "порочна по существу", поскольку "в демократических государствах гражданское общество контролирует бюрократов, чтобы не превышали полномочия, не крали, а у нас, наоборот, бюрократия контролирует гражданское общество". А лидер движения "За права человека" Лев Пономарёв надеется, что "небольшие послабления", которые предусмотрены поправками, "не будут всерьез восприниматься ни российской общественностью, ни западными аналитиками, которые следят за ситуацией в нашей стране. В том числе - и руководством США". По словам Льва Пономарёва, "правозащитные организации России на 90 процентов работают благодаря иностранным спонсорам, потому что внутри страны практически нет желающих финансировать правозащитников". При этом, входящий в возглавляемое Гарри Каспаровым оппозиционное движение "Солидарность" правозащитник уверен, что правозащитная деятельность не отделима от политики. Что, по всей видимости, и объясняет как пристальное внимание зарубежных фондов и правительств к находящимся во фронде в Кремлю т.н. правозащитным движениям, так и отсутствие интереса к ним со стороны России. Оппозиционеры почему-то уверены в том, что финансирование их деятельности иностранным капиталом означает независимость и беспристрастность данной организации, а получение помощи со стороны российского государства садит общественные структуры "на короткий финансовый поводок".
Вызывает недовольство оппозиционеров и предложения заменить бюрократическую отчетность отчетностью публичной - отчетностью НКО в интернете"."Интернет-представительство НКО, которое должно стать обязательным, должно обеспечиваться государством. Минюст планирует создать соответствующий портал, где бесплатно будет размещать интернет-информацию и интернет-отчетность НКО", - сообщил Кузьминов. Между тем, отечественные оппозиционеры (и правозащитные организации не исключение) как чёрт ладана боятся открытой финансовой отчётности. Обещания активистов и лидеров организаций публиковать данные о доходах и расходах как правило "забываются".
"Оппозиция финансируется из двух потоков - американские некоммерческие фонды и "опальные " олигархи и их приближенные, причем разделить эти пути в реальности не представляется возможным, так как финансирование некоторых американских "поддерживающих демократию в России " фондов ведется теми же самыми "политэмигрантами ".... Несогласные - это американский проект по свержению власти в стране для последующего расчленения. Единственный сегодня лозунг несогласных - долой власть", "Вот наши местные правозащитники живут на гранты иностранных НКО, а Касьянов с Каспаровым, я думаю, сами свои организации спонсируют - они же богатые!", - цитируют авторы доклада "Коррупция и внесистемная оппозиция" мнение представителя Национал-большевисткой партии.
В этом случае всё становится на свои места. Правозащитникам-оппозиционерам не выгодны любые изменения в законодательстве об НКО, если они хоть как-то ограничивают как финансирование из зарубежных источников, так и политическую направленность деятельности организации. В этом, собственно, и вся разница между "западными" и отечественными правозащитниками. Одним нужны "великие потрясения", другие в большей степени озабочены проблемой реализации социально значимых проектов.
Читать эту статью на английском: President of Russia "simplified" life NCB