Как в своё время декабристы разбудили Герцена, так и события пятилетней давности в Киеве до крайности возбудили отечественных оппозиционеров, мечтой которых стала "оранжевая революция" в России. Однако эта политическая "виагра" не только не излечила российских "несогласных" от импотенции (как минимум политической), но и само "лекарство" оказалось дешёвой подделкой под демократию с массой негативных побочных эффектов.
"Будем откровенны: я хочу, чтобы в России случилось то, что в ноябре произошло на Украине. Хочу, чтобы Путин трясся в своем кабинете, когда миллионы людей под его окнами скандируют: "Долой царя!", - декламировал "яблочник" и "оборонец" Илья Яшин. Этот тезис в тех или иных вариациях повторялся ещё неоднократно. Новое поколение оппозиционеров грезило майданом, цитировало Джина Шарпа и откровенно завидовало своим украинским друзьям, которые "смогли завоевать свободу".
Сейчас, несколько лет спустя, прежнего восторга уже не наблюдается, а от "оранжевого" настроения остались только флаги "Солидарности" и полувиртуального движения "Мы". Да и сами украинцы несколько изменили своё отношение к "оранжевой революции" 2004 года. По данным социологического исследования, проведённого институтом им. Горшенина этим летом, о негативном отношении к "оранжевой революции" заявили 50,9% украинцев, позитивно оценили это событие - 21,5%, нейтрально - 22,8%.
По словам заместителя генерального директора Фонда "Центр политических технологий" Сергея Михеева, "было много рассуждений в свое время о демократии и о свержении авторитарных правителей", но если оперировать фактами и статистическими данными, то "Украина в экономическом плане находится на грани дефолта. Да, конечно, этому способствовал мировой кризис, но в первую очередь этому способствовала абсолютная неспособность управлять собственной экономикой", отмечает политолог.
Дух свободы действительно вскружил украинцам голову. Если в России "парламентским кризисом" решилась назвать демарш трёх думских фракций, которые, впрочем, через несколько дней как ни в чём не бывало вернулись на рабочие места, то подобрать подходящий эпитет к перипетиям событий в украинской Раде, где, по словам одного из публицистов, не блокировали разве что туалетные кабинки, довольно сложно. По крайней мере к демократии все эти кулачные бои, без которых уже практически не обходится ни одно из заседаний украинского парламента, не имеют никакого отношения. Скорее уж к анархии. Чего стоит только указ президента страны Виктора Ющенко об отмене постановления правительства об отмене указа Ющенко о роспуске Рады. Без поллитры, как говорится, не разберёшься.
В социальном плане на Незалежной тоже не всё гладко. До сих пор остается острой проблема со статусом русского языка. Но, в то же самое время, по улицам украинских городов маршируют отряды ветеранов войск СС, коих решением верховной власти причислили к героям борьбы за независимость.
Буквально на днях, кстати, Верховная Рада Украины отказалась принять проект закона "О Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2010 год". Не потому что программа плохая, а просто предложена она была Юлией Тимошенко, которая является наиболее вероятным претендентом на президентское кресло.
В этом отношении характерно интервью "главной пенсионерки" Украины бабки Параски украинскому интерент-изданию ForUm. Накануне президентских выборов 2004 года она много ездила по сёлам Центральной и Западной Украины, агитируя за кандидата в президенты Виктора Ющенко. А после была награждена за активное участие в "оранжевой революции" почётным знаком "Гвардия революции" и орденом Княгини Ольги III степени. Казалось бы, пишет "Частный корерспондент, "баба Параска и ей подобные спустя пять лет после победы должны быть главными выгодоприобретателями "оранжевой революции", то бишь жить лучше, богаче, свободнее и уверенно смотреть в будущее". Однако сейчас она желает "всем счастья, здоровья, чтобы все объединились и не ругались, а вместе жили и трудились на благо Украины. И главное, чтобы не забывали сёла - они сейчас заброшены, люди не знают, где работать, на что жить. Уже и заграницей на заработки их не принимают, и всё это очень жалко. У меня, например, три дочки, и ни у одной из них нет работы, кругом сокращения".
"В политическом плане абсолютно перманентный кризис бесконечный. Одни нелегитимные выборы сменяют другие и нарушения закона, в том числе и, собственно, украинской элитой стало абсолютной нормой. Указы президента не выполняются, внутри исполнительной власти постоянный конфликт, страна продолжает оставаться разделенной на восток и запад, при этом эти две части друг другу явно противостоят. В общем, ничего хорошего. Ни одна из целей, которая была завялена в свое время на Майдане, по сути, достигнута не была. Да, власть они получили, и больше ничего. Показали свою полную неспособность этой властью распорядиться", - констатирует Сергей Михеев.
Что касается России, то, как считает политолог Дмитрий Бадовский, "мы извлекли определенные уроки", что привело к усилению отдельных направлений в государственной политике, больше внимания стало уделяться молодежи и формированию системы партийных институтов.
Похожей точки зрения придерживается и генеральный директор Фонда "Центр политических технологий" Игорь Бунин. По его словам, Россия прошла через свою "оранжевую" революцию в августе 1991 года. 90-е годы ознаменовались строительство свободного государства и демократии, которое, при этом, было обусловлено хаотическими процессами и отсутствием консенсуса в обществе, а также отсутствием стабильной власти. Соответственно, то, события нового века стали некоей контртенденцией. С одной стороны, конечно, политическая структура России XXI-го века стала более жёсткой, но она "компенсировалась тем, что началось государственное строительство, реальные политические процессы и т.д.". "...сверху предпринята попытка создания цивильного гражданского общества и государственности с реальной демократической структурой. Получится или нет, зависит от того, как на это будет реагировать общество. Надеюсь, что когда-нибудь общество воспрянет от апатии индивидуализма и тоже примкнет к этому процессу строительства не просто сильного государства, а демократического государства", - подчёркивает политолог.
Надо признать, надежды эти не такие уж и беспочвенные. Высказав своё негативное отношение к "оранжевым" идеям, общество всё активнее участвует в политической жизни страны. И власть, что характерно, не просто отвечает взаимностью, но первым идёт на контакт, призывая граждан к диалогу. Тому пример недавняя статья президента России Дмитрия Медведева, в которой он призвал россиян принять участие в формировании его ежегодного послания Федеральному собранию. Его предложение не осталось невостребованным. По словам пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой, только на официальный сайт Кремля поступило 17,5 тысяч обращений от граждан и организаций, многие из которых и нашли своё отражение в тексте президентского послания.