Процент брака в подписных листах потенциальных кандидатов в депутаты Московской городской думы от либерального движения "Солидарность" впечатлил даже самых бывалых сотрудников московских окружных избирательных комиссий.
Уж если в чём и проявили солидарность оппозиционеры, так это в обмане, приписках и массовых фальсификациях. Все семь членов демократического движения "Солидарность", выдвинувшие свои кандидатуры по одномандатным округам, получили отказ в регистрации.
Оппозиционеры утверждает, что московские власти преднамеренно отстранили их от выборов, а избиркомы, соответственно, выполняли политический заказ. В качестве одного из аргументов, оппозиционеры приводили тот факт, что все претензии избиркомов относились к оформлению подписных листов кандидатов от "Солидарности" и носили в основном технический, формальный характер.
Действительно, в некоторых случаях (у Ильи Яшина, Ивана Старикова и Игоря Драндина) недействительными признавались 100 процентов собранных потенциальным кандидатом подписей - подписные листы были неустановленной формы. Однако это всего лишь одно из многочисленных нарушений, допущенных оппозиционерами в процессе сбора подписей.
Самым серьёзным недостатком, выявленным в процессе проверки подписей, стало наличие автографов несуществующих людей. В лучшем случае, подписанты не обладали активным избирательным правом, поскольку жили в других избирательных округах. В худшем, люди с заявленными паспортными данными не значились в базе ФМС. У Ивана Старикова таковых нашлось 580 человек (11,7% от общего количества подписей). У Романа Доброхотова - 117. У Ильи Яшина - 495.
Не секрет, что во время избирательных кампаний находятся не слишком чистоплотные кандидаты, желающие обойтись на стадии процедуры сбора подписей малой кровью - то есть воспользоваться базой данных жителей. Проблема лишь в том, что эти базы данных имеют свойство устаревать - люди, как это ни прискорбно, уходят из жизни, женятся, меняют паспорта, фамилии, место жительства и т.д. Но на "чёрном" рынке можно приобрести лишь базы в лучшем случае годичной давности. Иногда этот номер, вследствие невнимательности сотрудников избиркомов, срабатывает. В любом случае, это риск, который в данном случае отнюдь не является благородным делом.
Если же паспортные данные избирателя совпадают с базой ФМС, то и это не далеко не показатель честности потенциального кандидата. Например, рядом с паспортными данными избирателя его подпись может отсутствовать, либо же она не является подлинной, то есть, выполнена не самим избирателем.
Эта технология также широко известна: садятся несколько человек, которые заполняют подписные листы за избирателей. Распознать этот подлог бывает сложно, но всё же реально. Согласно заключению экспертов-графологов, у г-на Яшина, например, 150 подписей избирателей и даты проставлены не собственноручно избирателями. У Владимира Милова найдено 885 фальшивых автографов. У Николая Ляскина - 1388. По этому показателю, кстати, можно определить и то, сколько человек было примерно задействовано в операции. Так, у коммуниста-националиста Петра Милосердова эксперт обнаружил 150 подписей, выполненных одним и тем же лицом.
В числе прочих нарушений: неполные или недостоверные данные о самом сборщике (в некоторых случаях лица, заверяющие подписные листы, вообще не имели права на осуществление этой деятельности); неоговоренные исправления в подписях избирателях, исправленные либо неполные паспортные данные и т.д.
В результате всех вышеперечисленных фактов допущенные представителями "Солидарности" нарушения не кажутся уже такими надуманными и безобидными, а претензии - аргументированными. Скорее уж наоборот, впору кандидатов от либеральной оппозиции обвинять в как минимум подтасовке фактов и неуважении избирателям. В том числе и к умершим, которых некоторые предприимчивые господа политики решили использовать в своих интересах.
Читать эту статью на английском: False candidates