Итоги прошедших 11 октября выборов в региональные и муниципальные органы власти не удовлетворили ряд оппозиционных партий, представители которых в очередной раз заговорили об «украденных голосах». Дошло даже до того, что фракции «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР в Госдуме покинули зал пленарных заседаний, протестуя таким образом против несправедливого, по их мнению, подсчёта голосов.
Итоги осенней избирательной кампании и развернувшейся вокруг ней политической борьбе сегодня обсуждают на круглом столе в «Александр-хаусе» политологи, правозащитники, представители ЦИК и журналисты. Своими оценками относительно обсуждаемых сегодня проблем с Yoki.ru поделился заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова, директор по развитию и проектному планированию Дмитрий Бадовский.
О социологических прогнозах и явке
Все социологические опросы перед выборами 11 октября показывали в целом общую картину, которая заключалась в том, что «Единая Россия» сохраняет доминирующее положение, КПРФ - устойчиво вторая партия политической системы. Позиции ЛДПР и «Справедливой России» крайне неравномерны по разным регионам. В отношении «Яблока» имело смысл обсуждать только Москву. Но какой будет конечный результат - очень сильно зависело от явки.
Уровень явки на данный момент стал вообще ключевым вопросом, фактором неопределенности результатов выборов и ключевым фактором точности прогнозов, которые выдают социологи. Потому что, например, когда спрашивали перед выборами в МГД, точно заявляли о своем участии 16 % избирателей, 20 % говорили - может быть пойдем, а может быть и нет. Еще часть на тот момент не определилась.
Необходимо учитывать и особенности разных социальных групп. Бюджетники, пенсионеры и чиновники на выборы ходят. Для пенсионеров это традиция, они это воспринимают, в том числе, и как обязанность. Бюджетники тоже достаточно патерналистски настроены. Чиновники ходят по долгу службы. В то же самое время средний класс не ходит или ходит спорадически и неактивно. Это и сказывается в итоге.
Выборы с низкой явкой выгодны по определению двум партиям - «Единой России» и КПРФ. Это две партии, которые проводят избирательные компании, не стремясь к особой мобилизации электората, и это логично с точки зрения их электоральных интересов.
Что касается других партий, то они как раз заинтересованы в очень высокой мобилизации своего электората, в высокой явке. Если им это удается, то они могут претендовать на неплохие результаты. Если нет, они попадают в зону риска прохождения или непрохождения барьера.
О доступе к СМИ
- Нормы начинают работать. Другое дело, что важен для партии доступ не только к федеральным, но и к региональным СМИ. Когда речь идет о региональных выборах и оппозиция эту проблему ставит - это разумное замечание с их стороны. Т.е эти принципы начали работать, это видно и по федеральным СМИ и по ТВ, но еще раз говорю - должно быть тоже самое и в отношении региональных СМИ.
О снятии оппозиционных кандидатов
- Что касается режима партийных списочных компаний - здесь вообще вопросов нет. Никаких снятий мы не наблюдаем, практически все партии получают возможность участвовать.
Я бы сказал, надо что-то и дальше делать со сбором подписей для зарегистрированных партий. Не факт, что они должны их собирать. Потому что они уже зарегистрированы и требования к регистрации партии довольно серьезные, планка достаточно высокая. И заставлять их на каждых выборах собирать подписи может быть излишне уже. Или тогда нужно очень серьезно либерализовать регистрацию партий, и тогда пусть они на каждых выборах подтверждают свою состоятельность с подписями. Одно из двух.
В принципе рецидивы борьбы за снятие кандидатов были между партиями. В Москве мы видели как то же самое «Яблоко» пыталось снять Галину Хованскую (бывший член «Яблока», кандидат в депутаты МГД от «Справедливой России»). Потом Верховный суд её восстанавливал. Это тоже очень важно, что Верховный суд восстанавливает, т.е. даются сигналы уже со стороны судебной системы, что не надо этим заниматься. Что партийцы тоже должны умерить борьбу вокруг снятия с дистанции конкурентов.
Что касается компаний в округах, то там снятий было больше. Но там опять же основные вопросы к процедуре сбора подписей. В отдельных случаях нужно, конечно, разбираться, и снятые должны были обязательно обращаться в суд. Потому что еще раз говорю, судебные процедуры крайне важны, так как если этого не происходит, то мы просто остаемся в пространстве политических деклараций. Нужно пытаться доводить все до суда, потому что иначе это все никуда не двинется. Мы так и будем из выборы в выборы ходить и просто говорить. Одни будут говорить, что все плохо, другие, что все хорошо, - это будет обмен политическими декларациями и не более того.
О синдроме завышенных ожиданий
- На этих выборах у оппозиции возник синдром завышенных ожиданий. Раз сейчас кризис, то автоматически их позиции усилятся, и для этого не нужно прилагать особых усилий. Это чувствовалось. Например, на московских выборах всё было в руках «Справедливой России», «Яблока» и ЛДПР. Но сказать, что они проводили активные мобилизационные компании - этого не было видно, не чувствовалось. Мы знаем, как умеет проводить выборы Владимир Вольфович Жириновский, как он умеет проводить мобилизацию последнего дня, но ничего этого не было. «Яблоко» замкнулось в каких-то своих взаимоотношениях со «Справедливой Россией» и в борьбе с Немцовым. КПРФ очень сильно зависит от сильных одномандатников, однако набрать хотя бы несколько таких сильных кандидатов, как, например, Николай Губенко, они не смогли. Хотя КПРФ в общем выступила относительно успешно.
О демарше партий в Госдуме
- На мой взгляд, более логично было собрать доказательства фальсификаций, т.е. всю юридическую базу, и только после этого уже апеллировать к президенту, как к гаранту Конституции и избирательных прав граждан. В противном случае, это превращается в фарс. Сейчас у них есть только не подкреплённая документами политическая декларация. И как на неё президент должен реагировать? Он может только им предложить действовать согласно букве закона.
Надо сказать, что это не первый раз происходит. У нас и после предыдущих выборов ЛДПР нечто подобное заявляла и тоже выходила из зала. КПРФ после каждых выборов, кстати, собирала юридическую базу, обращалась в суд и т.д., т.е. была более последовательна. А в этот раз просто получилось, что эмоциональный призыв Владимира Вольфовича спровоцировал всех остальных и в итоге получилась такая вот политическая декларация. Еще раз говорю, что если бы оппозиция хотела серьезно ставить вопрос о несправедливых выборах, надо было им всем вместе провести работу по сбору юридической базы и доказательств фальсификаций, а потом уже с этим материалом, с этими аргументами апеллировать к главе государства.