Общественно-политическое движение Михаила Касьянова обзавелось молодёжным крылом. 18 мая состоялась учредительная конференция "Народно-демократического союза молодежи". В этот же день в Москве провело свой учредительный съезд молодёжное движение Демократической партии России, возглавить которую ещё недавно хотел Касьянов.
В какой-то момент стало казаться, что ни на шутку затянувшаяся зима окончательно похоронила интерес взрослых политиков к молодёжной тематике. Даже гипер-движение "Наши", начавшее свою деятельность с 50-тысячного шествия, стало вести себя гораздо скромнее. Не выказали никаких тенденций к росту и существующие организации. Молодёжное крыло партии "Родина" до сих пор не может выбраться из кризиса, а к деятельности других молодёжных крыльев по прежнему остаются серьёзные претензии. Например, зам. председателя "Яблока" Сергей Митрохин скептически отнёсся к варианту создания внутри партии молодёжной фракции на основе "Молодёжного "Яблока". "Чтобы создать фракцию, надо набрать больше людей, чем у них есть, поэтому они сейчас активно привлекают молодежь для того, чтобы такая фракция могла быть создана", - сказал он, пояснив, что согласно Уставу для создания фракции необходимо набрать не менее трёхсот человек из 30 регионов России.
Тем не менее, тенденция к появлению молодёжных движений внутри партий сохранилась. 18 мая в Москве прошли две учредительные конференции, по итогам которых на два молодёжных движения в России стало больше. На теплоходе "Василий" зажигали "Преемники" - молодёжное крыло "Демократической партии России" (ДПР), а где-то в переулках Москвы создавался "Народно-демократический союз молодёжи" (НДСМ) Михаила Касьянова. Ситуация замечательная ещё и тем, что эти две партии имеют непосредственное отношение друг к другу. Несколько месяцев назад Михаил Касьянов оказался в жестоком нокдауне, не сумев подчинить себе вытащенную буквально за уши из политического небытия "Демпартию". Надо ли говорить о том, что созданный им не так давно "Народно-демократический союз" вряд ли питал особую любовь к ДПР, любовно названную лидером движения "Да" Марией Гайдар (кроме того, Маша - дочь известного экономиста и функционера СПС Егора Гайдара) "партией-киллером". ДПР-овцы, в свою очередь, тут же высказали предположение, что данное молодёжное движение создано с одной-единственной целью - составить конкуренцию "Преемникам".
Это предположение вызвало недоуменную реакцию у НДСМ. "Это же просто смешно! Кто такие ребята ДПР и кто такие мы. У нас другие цели и другие задачи. Мы учимся, мы ищем новые направления работы с молодёжью. Они же всё какие-то шаблоны. И вообще я их не знаю, как большинство молодёжи", - прокомментировал выпад ДПР член Совета НДСМ Владимир Кудашов.
"Новый вариант ДПР – это очередной кремлёвский проект, направленный на создание партии, которая бы выступила альтернативой всему, что независимо. А при любой партии принято иметь молодёжь, которая будет кричать, вопить, приводить на наши съезды ослов, - сказала Ирина Хакамада. "Это не боевой отряд по защите Касьянова – это отряд по борьбе с "нашизмом" как явлением. С такой идеологией надо бороться и разъяснять ее сущность... Лично я надеюсь, что именно антинашизм станет основой идеологии нашего движения", - заявил руководитель аппарата Михаила Касьянова Константин Мерзликин.
Но бороться "новым демократам" придётся не только с движением "Наши" и ДПР. В политическую битву младопартийцев включилась "Молодая гвардия Единой России", нанеся превентивный удар по конкурентам. С НДС расправились с помощью лидера движения Юлии Малышевой, разместив в Интернете пикантную фотографию депутата муниципального собрания, а ДПР-овцев просто уличили в плагиате. "Организация молодежного крыла "Демократической партией России" - вполне разумный способ привлечения на свою сторону активной молодежи. ДПР, взяв пример с "Единой России" пообещала, что 30% от списка будет отдано молодежной организации. На таких условиях молодежь в партию пойдет, конечно, не так активно, как в "ЕР", но все же достаточно для того, чтобы вдохнуть жизнь в Демпартию", - приводит слова члена правления фонда "Института Развития" Павла Данилина сайт "Молодой гвардии".
С чем всё предельно ясно, так это с идеологией НДСМ. "Мы поддерживаем идеологию Народно-демократического Союза, и будем осуществлять общественные инициативы для ее воплощения в жизнь. Мы готовы внести свой задор, оптимизм и силы в ряды нового растущего Движения. Мы хотим, чтобы в 2008 году к власти пришел новый президент, честно избранный народом, демонтировал "вертикаль", и проводил бы политику, отвечающую интересам российского народа и вызовам XXI века. Мы хотим, чтобы СМИ вновь стали независимыми, чтобы с экранов телевизоров исчезла политическая цензура и единогласное восхваление очередного "великого вождя", - говорится в Манифесте движения.
Удивляет другое - в Совет движения вошло несколько представителей "Союза правых сил", составивших ровно половину его количественного состава. По мнению координатора Молодежной организации ДПР Ярослава Грекова, эта тенденция может свидетельствовать о возможном сотрудничестве руководства СПС с Касьяновым. "СПС давно уже ведёт кулуарные переговоры с Касьяновым, так что ничего удивительного в этом нет. Как Касьянов является ставленником олигархов, так и СПС по факту управляет тоже олигарх", - утверждает Греков.
Лидер движения Юлия Малышева назвала это "откровенным бредом". А Владимир Кудашов заметил: "Лично мне кажется, что ситуация такая, что народ из СПС сам уходит. В НДСМ не мёдом же намазано, все приходят за своими идеалами. С другой стороны, это Общественное объединение, позволяющее быть членом другой организации, поэтому как здесь может возникнуть вопрос о перетягивании – непонятно".
Тем не менее, стоит вспомнить, как в начале прошлого года, когда Михаил Касьянов выступил с предложением о создании единой демократической коалиции, в СПС шли разговоры о возможности приглашения экс-премьер-министра на роль лидера "Союза правых сил". В частности, об этом говорили и член Политсовета СПС Борис Немцов, и секретарь Президиума Политсовета партии Леонид Гозман. Последний, хоть и считал преждевременным говорить о возможности лидерства Михаила Касьянова в партии, но отмечал, что экс-премьер - авторитетная фигура для большинства членов СПС. Затем, когда Касьянов ушёл в самостоятельное плавание, к нему пришли многие из тех, кто когда-то создавал СПС. Это и тот же Николай Травкин, и бывший лидер СПС Ирина Хакамада, и бывший член Политсовета СПС Иван Стариков. Тогда же и начались разговоры о возможных провокациях со стороны Ивана Старикова против СПС, направленных на его раскол. Но то ли руководство СПС взял курс на сворачивание конфликта, то ли ещё по какой причине, но то, что члены СПС возглавили молодёжное движение "Народно-демократического союза", может означать только одно - идентичность идеологии двух политических структур и возможное коалиционное сотрудничество в будущем. Если, конечно, не вмешаются иные обстоятельства.
По большому счёту, главной задачей большинства молодёжных движений стала борьба: против Путина, против олигархов, против ещё чего-нибудь и кого-нибудь. На деле же всё это выливается в борьбу между собой. Движение "Наши" и "Россия молодая" поочерёдно ведут борьбу с НБП, которая зачастую выходит за рамки идеологических споров. "Евразийский союз молодёжи" намедни объявил о своей безоговорочной победе над "оранжевой" угрозой, переключившись на противодействие националистам. А тут ещё и демократы поставили главной целью избвление в лице политических конкурентов. Видимо не зря в оппозиционной среде всё чаще идёт речь о методах уличной политики, где действуют не по закону, но по понятиям.
Игорь Кулагин
Читать эту статью на английском: Street fighters