В Комитет по международным отношениям Cената США поступила резолюция, требующую снять новые обвинения с Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Конгрессмены Роджер Викер и Бенджамин Карден уверены в политическом характере "дела ЮКОСа". Однако в этом случае Михаил Ходорковский и Ко являются не просто крупными мошенниками, но и претендуют на лавры государственных изменников.
Авторы документа считают процесс на Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым "политически мотивированным случаем избирательного ареста и судебного преследования", а потому, в целях "более позитивных отношений между Соединенными Штатами и Россией", "новые уголовные обвинения, предъявленные российскими властями господину Ходорковскому и господину Лебедеву, должны быть сняты", а "условно-досрочное освобождение господина Ходорковского и господина Лебедева, которые оба отбыли более половины срока своего наказания, явилось бы дополнительным доказательством позиции Российской Федерации как государства, поддерживающего демократию, свободу выражения, независимость судебной власти, права человека и верховенство права".
Дело ЮКОСа действительно можно в некотором отношении назвать политическим. В результате мошеннических действий акционеров ЮКОСа государству, поданным следствия, был нанесён ущерб в размере более одного миллиардов долларов. При этом, только сумма неуплаченных в бюджет налогов составила около 18 миллиардов рублей, что уже не может оставить равнодушным к делу ЮКОСа большинство российских граждан. Кроме того, в печати были обнародованы документы, свидетельствующие о проводимой Ходорковским и Ко операции по перехвату власти в России. Причём не только в политической сфере (покупка депутатских голосов и спонсорство политических партий), но и в экономической. Летом 2003 года Ходорковский встречался с вице-президентом США Диком Чейни - речь шла о приобретении крупной доли в ЮКОСе (по некоторым сведениям от 25 до 40 %) американскими компаниями ExxonMobil и ChevronTexaco. Таким образом, официальный Вашингтон через своих нефтяных гигантов США фактически получал право вето на будущие российские нефте- и газопроводы и нефтяные сделки. Проще говоря, в случае осуществления проекта (в октябре 2003 года Ходорковский принимал у себя Джорджа Буша-старшего, ныне московского представителя влиятельной и таинственной Carlyle Group в Москве. Они обсуждали окончательные детали покупки акций ЮКОСа американскими нефтяными компаниями) мы бы имели дело с энергетическим государственным переворотом.
И есть все основания предполагать, что если до сего момента часть россиян относилась к Ходорковскому нейтрально и даже с некоторой жалостью (дескать, все крадут, чего уж там. На это, кстати, уповают и защитники Ходорковского, говоря, что в 90-е годы были созданы все условия для подобного характера ведения бизнеса и ЮКОС был не единственной компанией, использовавшей лазейки в законодательстве и общий бардак в стране), то статус предателя вряд ли и дальше позволит лепить из ЮКОСа образ мученика.
Что же касается экономической составляющей как первого, так и второго уголовного дела (в новом обвинении речь идёт о легализации преступно нажитых 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов в 1998-2004 гг.), то нельзя не признать либерализм и гуманность российского правосудия - в тех же самых США Михаил Ходорковский вряд ли бы отделался девятью годами лишения свободы.
В октябре 2006 года окружной суд Хьюстона (штат Техас) приговорил бывшего генерального директора печально известной американской корпорации Enron Джеффри Скиллинга к 24 годам и четырем месяцам тюремного заключения по 19 пунктам обвинения, включая мошенничество, участие в преступном заговоре и обман инвесторов. При этом многие эксперты считали, что техасский суд был явно снисходителен к обвиняемому, поскольку оставшиеся без работы его бывшие подчиненные требовали для своего экс-босса пожизненного заключения. Согласно версии обвинения, махинации руководителей Enron привели к банкротству компании, в результате чего только на главном предприятии компании в Техасе 5 тысяч человек лишились работы, серьезно пострадал и финансовый рынок США. Объявляя приговор, судья Сим Лейк заявил: "Преступления Джеффри Скиллинга отразились на сотнях, если не тысячах людей, которые теперь приговорены к пожизненной нищете". А ведь американский олигарх "всего лишь" повышал своё благополучие за счёт финансовых махинаций, не будучи замешан в криминальных историях с физическим устранением конкурентов, коими славится "дело ЮКОСа".
Но что ещё более, важно, все нити этого финансового скандала вели в Белый дом. Уже не секрет, что Энрон спонсировал администрацию Джорджа Буша и был тесно связан с вице-президентом США Диком Чейни, руководившим рабочей группой по выработке новой энергетической стратегии США. Начиная с 2001 года на Чейни сыпались обвинения в том, что стратегия была разработана с преобладанием интересов частных компаний (в т.ч. и Enron). Разумеется, что наибольшую активность в этом вопросе проявляли прямые конкуренты республиканцев из Демократической партии США. А впоследствии, по итогам последних президентских выборов, любые высказывания экс-вице-президента объявлялись попытками подрыва основ национальной безопасности и авторитета президента страны.
Однако никому и в голову не пришло на официальном уровне обвинять Барака Обаму в политическом терроризме, а Дика Чейни или же Джеффри Скиллинга признавать жертвой политических репрессий. Это были исключительно внутренние дела, в которые не позволялось лезть никому.
Что же касается дела Ходорковского, то от прихода к власти демократов ничего не изменилось - это всё та же самая лакмусовая бумажка, по которой западные СМИ измеряют степень "уровень развития демократии", "верховенством закона, уважение основных свобод и прав человека, терпимость к иным взглядам" в России. Соответственно, как только возникает необходимость добиться от России каких-либо уступок, на свет Божий неизменно извлекается дело политического узника №1.
Кстати, говоря об избирательности российского правосудия, западные аналитики несколько лукавят. В судах ежедневно рассматриваются сотни подобных уголовных дел. Но западная пресса просыпается только в том случае, когда речь заходит о крупных бизнесменах, решивших сбежать от греха подальше из России. В этом случае западная пресса немедленно объявляет их политическими беженцеми, не желающими повторить судьбу Ходорковского. В числе таких вот последних потенциальных "узников совести" экс-глава "Русснефти" Михаил Гуцериев, экс-глава "Евросети" Евгений Чичваркин, а также ещё несколько "бизнесменов" рангом поменьше. Как, например, спрятавшийся на туманном Альбионе Юрий Никитин, обвиняемый в краже 250 млн фунтов у российского торгового флота, требующий от британского правительства защиты. Это требование он выдвигает сидя в собственном доме в Беркшире.
По большому счёту, личные судьбы осужденных и подследственных олигархов интересуют западные правительства и правозащитников в последнюю очередь и рассматриваются лишь как повод в очередной раз заявить о низком уровне демократических прав и свобод в России.
Читать эту статью на английском: Carden for Khodorkovsky