Политика

Человек, похожий на Путина...

Некоторым это удаётся. Успех создателей бренда "Путинки", поясняющими, что речь идёт не о президенте России, а о путине — времени нереста рыбы, - прекрасный тому пример.

Но особенно отчаянные креаторы идут на риск и помещают в рекламные материалы узнаваемые части тела президента.

Так Управление федеральной антимонопольной службы по Свердловской области разыскивает человека с фамилией Путин и как две капли воды похожего на нынешнего премьер-министра России. Поводом для розыска стала реклама туристической фирмы "Астра". На рекламном принте размещен бланк заграничного паспорта, прикрытый билетом на самолет с логотипом "Астры". Всё бы ничего, да только с фотографии на потенциального клиента смотрит сам Владимир Владимирович, а бланке паспорта чётко просматривается "Пути... В".

Разумеется, что у сотрудников ФАС возникло совершенно законное желание выяснить, действительно ли бывший президент России пользовался услугами небольшого туристического агентства или же в числе их клиентов был человек, похожий на Путина. Если турфирма не предоставит согласия Владимира Путина на использование его образа в рекламе, или же не отыщется двойник бывшего президента, туроператору придётся отвечать по всей строгости закона.

На сегодняшний день уже возбуждено дело в отношении изготовителя рекламы РА "Восход" и непосредственного заказчика - компании "Астра", по признакам нарушения п. 5 ст. 5 ФЗ "О рекламе": "В рекламе не допускаются указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами".

В рекламном агентстве, впрочем, не согласны с предъявленными им претензиями. "Мы говорим о том, что на основании половины лица и трех букв из фамилии нельзя утверждать, что это Путин", - цитирует креативного директора агентства Андрея Губайдуллина Sostav.ru.

Очевидно, что целью выпуска на рынок такой рекламы стало желание небольшой турфирмы привлечь к себе внимание потребителей услуг. Сложно сказать, насколько успешным оказался эксперимент, но то, что им удалось привлечь внимание антимонопольщиков - уже свершившийся факт.

Нынешний президент Дмитрий Медведев также постепенно входит в моду и уже успел "засветиться" в рекламе строительной компании. Сотрудники питерского агентства "2PR", в отличие от своих уральских коллег, не стали нарываться на скандал, а отыскали среди покупателей квартир в новом доме человека с фамилией Медведев и смастерили рекламный слоган: "Корпорация "Росстрой": У нас будет жить Медведев. А также Волков, Зайцев, Бобров и другие". Застройщикам особых дивидендов реклама не принесла, зато акции рекламного агентства резко пошли вверх.

На Западе, кстати, тоже не прочь использовать образы тех или иных политиков в рекламных акциях.

Немецкий фотобанк Getty Images для продвижения своих услуг на одной из презентаций в Гамбурге раскидал в зале кошельки, как будто бы потерянные Владимиром Путиным. Внутри "путинского" портмоне были визитка личного тренера по дзюдо, удостоверение КГБ, разорванная надвое фотография Путина с бывшим канцлером Герхардом Шредером — все как образец продукции фотобанка. Там же лежала записка Getty Images с просьбой к нашедшему оставить бумажник на месте, чтобы его нашел кто-нибудь еще.

Но чаще всего политические деятели становятся жертвами социальной рекламы. В частности, скандалом завершилась акция европейских художников "euroPART". Австрийское правительство выделило художникам миллион евро на создание плакатов, информирующих жителей страны о том, что с 1 января 2006 года к Австрии переходят полномочия президентства в Евросоюзе и "отражающие различные социальные, исторические и политические достижения в Европе". Но в итоге художники распоясались и столицу Австрии перед Новым годом украсили порноплакаты с изображением президента США Джорджа Буша, французского лидера Жака Ширака и королевы Великобритании Елизаветы, на которых они имитируют половой акт.

Сергей Макаров