Политика

Полковника ФСБ отравили в суши-баре

Бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко скончался вчера вечером в одной из лондонских больниц. Три недели английские медики боролись за жизнь 43-летнего разведчика, однако спасти его всё же не удалось.

Ещё первого ноября, когда Литвиненко был доставлен в больницы, врачи отмечали его шансы на выживание как минимальные. У него выпали волосы, наблюдалась недостаточность в работе печени и почек, не функционировал коcтный мозг, уровень лейкоцитов в крови упал до нуля, в какой-то момент произошла даже остановка сердца и его жизнедеятельность поддерживалась с помощью аппарата искусственного дыхания.

Не вызывало сомнения и то, что причиной недомогания и последующей смерти экс-полковника стало отравление ядом. Вначале врачи предполагали, что в его организм был введен радиоактивный изотоп таллия. Однако, однозначно доказать этот факт вряд ли удастся, поскольку радиоактивный таллий очень быстро испаряется и если это был он, истинную причину отравления никогда не удастся определить из-за того, что прошло слишком много времени.

Отравление и гибель Александра Литвиненко наделали много шуму в российской и мировой прессе. И дело здесь, конечно же не столько в факте преднамеренного убийства, сколько в его мотивах.

Подполковник ФСБ Литвиненко бежал в Лондон после того, как обнародовал данные, якобы свидетельствовавшие о подготовке российскими спецслужбами покушения на российского олигарха Бориса Березовского. Кроме того, Литвиненко издал книгу "ФСБ взрывает Россию", в которой утверждал, что российские спецслужбы организовали взрывы жилых домов в Москве в 1999 году.

Получив убежище в Лондоне, Литвиненко продолжил тесно сотрудничество с Борисом Березовским, став его доверенным лицом. Однако, как и во всяком бизнесе, участие в общих политических проектах не означало полного и безоговорочного доверия между Березовским и Литвиненко. Учитывая же тот факт, что бывших спецслужбистов не бывает, беглый российский олигарх доверял Литвиненко ровно настолько, насколько того требовали условия ведения политических игрищ. Собственного говоря, именно недоверие со стороны Бориса Березовского и стало причиной гибели Литвиненко.

Убийство российско-американской журналистки Анны Политковской вызывало слишком много вопросов. Как не пытались российские оппозиционеры указать в качестве заказчиков преступления российские власти, факты указывали на то, что Политковская просто была принесена в жертву интересам оппозиции, получавшей дополнительный козырь в борьбе с Кремлём. Не мог не понимать этого и Литвиненко, подозревавший в убийстве своего шефа и начавший собственное расследование. Во-первых, потому что опасался, что точно также могут пожертвовать и им. Во-вторых, чтобы подстраховаться, Литвиненко хотел получить рычаги давления на Березовского. И это у него почти получилось. К сожалению, Литвиненко не учёл того, что у Бориса Абрамовича нет таких близких и друзей, которыми бы он не смог убрать, в случае если бы почувствовал исходящую от них опасность.

В тот самый злополучный день у Литвиненко были назначены две встречи: утром он пил чай в одной из лондонских гостиниц с двумя русскими знакомыми, а чуть позже встречался в суши-баре с итальянцем Марио Скарамеллой, который вроде бы должен был передать Литвиненко материалы по делу об убийстве Анны Политковской. Вряд ли находящийся в Англии итальянец мог быть осведомлён о ходе расследования убийства Политковской в России. Скорее всего, у него были иные сведения, ведущие к Борису Березовскому. Поскольку встреча хоть и была конфиденциальной, всё же о ней было известно многим. В том числе и Березовскому.

Скорее всего, Литвиненко был отравлен не в суши-баре, а чуть ранее, во время утреннего кофе-брейка со своим другом Андреем Луговым. Можно ли подозревать Лугового? Вполне. Были на встрече и деловые партнеры Лугового Дмитрий

Ковтун и Вячеслав Соколенко. Но на встрече присутствовал и ещё один человек, фамилия которого до сих пор остаётся неизвестной.

Бывший полковник КГБ Олег Гордиевский, бежавший в Великобританию в 1985 году, уверен, что непосредственным отравителем Литвиненко стал человек, который был ему хорошо знаком и которому Литвиненко доверял. Иначе и быть не могло. Опытный разведчик, ожидающий подвоха от своих бывших коллег из ФСБ, был всегда крайне осторожен и не мог стать жертвой случайного отравителя.

Ещё один момент, указывающий на торчащие из кофейной чашки уши Березовского - это реакция прессы. Разумеется, что в числе первых, кто однозначно заявил о "руке Кремля", стали дружественные Борису Березовскому СМИ. В частности, издания медиа-империи близкого друга Березовского Руперта Мердока. Не остались в стороне и спонсируемые Березовским российские политические организации. "Желтушная" Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова разразилась гневным заявлением, не сомневаясь, что Литвиненко стал жертвой российских спецслужб. "Эти ублюдки достали меня. Но им не удастся достать всех", – произнес он за два дня до смерти, – говорится в заявлении. - Убийцы Александра Литвиненко находятся в Кремле. Других вариантов просто нет". Возможно, что подобные заявления последуют и от других оппозиционных партий и организаций.

между тем, представители российской власти однозначно заявили о том, что не собираются каким-либо образом вмешиваться в действия лондонской полиции, оказывая влияние на ход следствия. "Мы не комментируем такого рода спекуляции, граничащие с бредом", - заявил представитель пресс-службы российской дипмиссии в Лондоне Владислав Новиков. Он посоветовал интересующимся этой ситуацией обращаться в британскую полицию. "Это дело полиции, которая должна заниматься расследованием этой ситуации", - сказал Новиков. Служба внешней разведки (СВР) России отвергла обвинения в причастности к инциденту с Литвиненко. "Абсолютно не в наших интересах заниматься подобной деятельностью", - заявил ранее "Интерфаксу" руководитель пресс-бюро СВР РФ Сергей Иванов. "Между Россией и Великобританией сложились отношения доверия и взаимопонимания, которые еще более укрепились в ходе саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге. И нарушать это взаимопонимание из-за нелепых обвинений в отношении российской стороны абсолютный нонсенс", - подчеркнул Иванов. По его словам, "г-н Литвиненко не тот человек, чтобы ради него омрачать двусторонние отношения". "Масштабы геополитические и масштабы личности несопоставимы", - сказал руководитель пресс-бюро. Он отметил, что с общечеловеческих позиций то, что произошло с Литвиненко, вызывает сочувствие и сострадание.

Ряд российских СМИ также считают, что Литвиненко изначально была отведена роль "детонатора" очередной антироссийской кампании. "По крайней мере Березовский и те, кто его поддерживает на Западе, все же успели снять с отвратительной истории сливки и продолжают накручивать истерику, - предполагает "Комсомольская правда". - К тому же, вовсе не исключена версия, что разборки-то были в окружении самого БАБа и Литвиненко пал жертвой "внутривидовой борьбы", которую ведут особи, облепившие Березовского. Возможно, что в смерти заинтересованы и те, кто скрывается от российского правосудия за рубежом - это и чеченский террорист Ахмед Закаев, и совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин, и сам Борис Березовский, выдачи которого английской стороной до сих пор требует Генпрокуратура РФ. Смерть "врага Лубянки" даст этим и другим "политбеженцам" надежду, что им удастся убедить английское правосудие в том, что на родине их ждёт смертельная опасность. И, надо полагать, это объяснение зарубежную Фемиду устроит.

Дмитрий Носов