.
Лидера Объединённого гражданского фронта задело высказывание председателя совета директоров кинофестиваля IDFA, медийного магната Дерка Сауэра, усомнившегося в чистосердечности слов бывшего шахматиста.
"У нас 12 миллионов читателей в России, мы продаем наши издания по всей стране: во Владивостоке, в Перми, во всех крупных городах. Я не могу согласиться с господином Каспаровым, что у него нет доступа к российским СМИ. Мои газеты, к примеру, публикуют информацию о его деятельности," - заметил Дерк Сауэр, который, к слову, живет в России и владеет концерном Independent Media, издающим, в частности, газеты "Ведомости", "The Moscow Times" и ряд элитарных глянцевых журналов.
"Послушайте! Я желаю вам успеха, но я знаю, что для вас Россия - это бизнес, а для меня - моя страна!" - перебил хозяина фестиваля Каспаров и под бурные аплодисменты отправился со сцены в кинозал, сообщает Би-би-Си.
Что касается самого фильма, то он рождался в муках. Как рассказала режиссёр картины Маша Новикова, идея создания фильма пришла к ней ещё в 2004 году, когда Гарри Каспаров вместе с несколькими оппозиционными политиками учредил "Комитет 2008" для подготовки к президентским выборам. Однако после того как "Комитет" распался, а в рядах оппозиции наметился раскол, у автора идеи возникли серьёзные проблемы с финансированием проекта.
Маша Новикова объясняет это тем, что Каспарова на Западе знают как шахматиста, а что касается политики, то всех интересовал лишь один вопрос: станет ли он кандидатом в президенты. По словам режиссёра, было порядка 25 стран и программ, которые хотели купить права на фильм. Но после того как стало ясно, что в президентской гонке Каспаров участвовать не будет, то "этот фильм больше не стал нужен. То есть, если бы он там до последнего дня в дебатах сражался бы с Путиным, это было бы, хотели бы все показать", - сказала М. Новикова.
В итоге она начала снимать фильм на собственные скромные средства, следуя за Каспаровым по городам и весям и фиксируя хронику рабочих будней оппозиционного объединения "Другая Россия", практически, в формате домашнего видео.
Как полагается в домашнем видео, в фильме много застолий, банкетов, чаепитий и перекуров. Камера Новиковой исправно берет крупные планы бутербродов с семгой, шоколадных конфет и других яств, которыми угощают харизматичного московского гостя политические активисты на местах.
Несмотря на то, что режиссёр призналась, что ей "больше нравится снимать ситуации, чем делать интервью", ограничиться показом политического "экшна" Маше Новиковой не удалось. Большую часть экранного времени в двухчасовом фильме занимают интервью Гарри Кимовича, членов его семьи и соратников по оппозиции.
В кадре ведутся бесконечные разговоры о необходимости противостояния "режиму" и разрушения "вертикали власти", и появляется целая галерея "говорящих голов" - от ближайших помощников Каспарова, Дениса Билунова и Марины Литвинович, до лидера национал-большевистской партии, писателя Эдуарда Лимонова.
По словам экспертов, идеологическая ангажированность режиссера мешает ей дистанцироваться от материала, а деструктурированная, лишённая какого-либо комментария или анализа хроника, смотрится, скорее, как "кино для своих", не претендующее на выход к массовому зрителю. "Конечно, этот фильм не назовешь беспристрастным. Очевидно, что режиссер находится на стороне оппозиционеров", - сказала в интервью BBCRussian.com побывавшая на премьере продюсер Радио Нидерландов Маргарэт Страйбосх.
Читать эту статью на английском: Kasparov made a scandal at the premiere own film