Ещё один региональный лидер партии "Яблоко", что называется, загремел под фанфары. В Пензе взят под стражу руководитель местной организации партии Явлинского Олег Кочкин. Его обвиняют в вымогательстве крупной суммы денег и квартиры за обещание неразглашать некий компромат на высокопоставленных чиновников областной администрации.
Верная сподвижница Явлинского Евгения Диллендорф немедленно распространила пресс-релиз, в котором случившееся с Кочкиным называется продолжением политического преследования "яблочных" активистов в регионах. Однако на сей раз дело явно пахнет чистой уголовщиной с далеко идущими последствиями. Как сообщило Рен-ТВ, Олег Кочкин, по совместительству главный редактор пензенской "Любимой газеты", был задержан во время передачи ему 2 миллионов рублей. И этот факт, похоже, документально засвидетельствован. Так что лидеру пензенских "яблочников" может светить от 7 до 15 лет пребывания в местах пусть и не столь отдалённых, но довольно неуютных.
Занимательно, что сам Явлинский пока никак не прокомментировал разгорающийся скандал. Вместо него это опять сделал лидер московской организации партии Сергей Митрохин с необольшевистской прямотой рубанувший: "У нас есть все основания предполагать, что возбуждение дела, как и в других случаях, когда активисты "Яблока" открыто критикуют региональные власти, политически мотивировано". Однако Митрохин не смог ответить, почему в Пензе, судя по всему, критика власти плавно переросла в банальное вымогательство.
В этом году "Яблоко" буквально преследуют криминальные скандалы. До пензенского эпизода уголовные дела были возбуждены в отношении лидера карельского "Яблока" Василия Попова и Максима Резника - главного внутрипартийного оппонента Явлинского и руководителя питерской партийной организации. Что интересно, Василию Попову также предъявили обвинение в вымогательстве, а также в клевете.
Довольно большую огласку получил скандал с Максимом Резником, участовавшим в ночной драке возле партийного офиса. По версии следствия, Резник оскорбил милиционера и нанёс ему побои. А в компании с другом Каспарова оказался такой одиозно известный в Питере персонаж Сергей Инденок, ранее исключённый из "Яблока" за публичное восхваление Гитлера. Последнее не помешало Максиму Резнику активно распивать в партийном офисе с Инденоком спиртное, да ещё и ночью.
Хотя городской суд Санкт-Петербурга изменил Максиму Резнику меру пресечения на подписку о невыезде, ему предстоит малоприятный суд с перспективой в виде конкретного срока. Попытка изобразить из Резника политически преследуемого уже сейчас выглядит смешной. А если суд докажет его вину по вполне конкретной уголовщине? Тем более, что после выхода из СИЗО Резник стал активно "ботать по фене" и утверждать, что таких как он (то есть обвиняемых в преступлениях против представителей власти) за решёткой чуть ли не на руках носят.
Все эти события крайне нервируют Явлинского. Его сама Кондолиза Райс из толпы оппозиционеров выделила. Пригласила на завтрак бланманже всякие откушать, умные разговоры поговорить. А тут может создаться устойчивое впечатление, что "Яблоко" давно превратилось в самую настоящую "малину" - причём не в фруктовом смысле этого слова. И кто в этом виноват?
А виноват сам Григорий Алексеевич. В конце 2005 года пресс-секретарь питерской организации СПС Иосиф Скаковский поведал, что после поражения на думских выборах 2003 года Явлинский перевёл многие региональные организации на кормление. То есть разрешил им самостоятельно искать спонсоров для своего существования. В итоге, как видим, в некоторых организациях кормление плавно перетекло в чистый криминал. И вряд ли стоит удивляться, если вскоре появятся сообщения об участии "яблочных" активистов в содержании подпольных притонов или нападении на инкассаторов. Правда, есть признаки, что в последние полгода Явлинский понял ошибочность чрезмерной самодеятельности членов партии на местах и вроде бы озадачился вопросами дисциплины. Но не слишком ли поздно?
Елена Сахарова
Читать эту статью на английском: Not "Apple", while the solid "raspberry"